Переходящие праздники в апреле - 28 марта - 30 апреля

Вход господень в Иерусалим (вербное воскресенье)

Официально этот праздник называется Вход Господень в Иерусалим и отмечается в воскресенье, предшествующее пасхальному. А вся неделя перед Пасхой называется Страстной, или Великой. В церковном календаре каждый день Страстной недели именуется Великим: Великий понедельник, Великий вторник и т.д.

Начало Страстной недели связано со следующим событием.

В городе Вифании, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с сестрами Марфой и Марией. В их доме бывал Иисус Христос. Он любил это семейство за согласие и благочестие. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о недуге брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил печальное известие и пришел в Вифанию, когда Лазарь уже умер. Марфа встретила Христа с упреком: "Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой". Христос утешил ее: "Воскреснет брат твой".

Христос отправился к пещере, в которой был завален камнем почивший Лазарь, и велел отвалить камень, закрывающий вход. Войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, умершему три дня назад, и громко воскликнул: "Выйди, Лазарь!" Лазарь очнулся, встал и вышел из пещеры. Люди, собравшиеся возле пещеры, изумились совершившемуся чуду. Оно еще более укрепило у народа веру во всемогущество Сына Божьего.

Воскрешение Лазаря Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Иисуса Христа и в общем воскресении всех умерших.

Но вместе с тем Святая Церковь напоминает и то, что воспоминаемое событие послужило началом решительного восстания совета священников и фарисеев против Спасителя. Совершенное принародно великое чудо обратило многих к вере в Иисуса Христа, вызвав этим сильнейшее негодование на Него первосвященников и старейшин иудейских, а Синедрион именно теперь решил, по совету Канафы, схватить Иисуса, где только это будет возможно (Ин. 11, 47-50). Так Лазарево воскрешение послужило непосредственным поводом к осуждению Спасителя на смерть. Поэтому с самых первых веков совершается христианское богослужение в память этого великого чуда. Уже в IV в. Лазарево воскрешение считалось общецерковным и торжественным праздником, как это можно видеть из множества поучений на этот день св. Иоанна Златоуста, блаженного Августина и др. В VII и VIII вв. святые церковные песнописцы: Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили особенные песнопения и каноны на этот праздник, воспеваемые и доселе.

Лазарева суббота - единственный день в году, когда поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи.

Итак, воскрешение Лазаря произошло в субботу. Вернув жизнь своему другу, Христос на следующий день отправился в Иерусалим. Близилась иудейская пасха, и народ стекался отовсюду, со всей Палестины. К тому же слава Христа уже разнеслась по всей палестинской земле люди желали видеть человека, удивляющего своей мудростью, пророчествами и чудотворными деяниями.

Вместе с Христом богомольцы входили в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. На этот раз Христос пожелал всенародно заявить о себе как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осте. Подойдя к горе Елеонской, он послал своих учеников, чтобы те привели ему молодого осла. Ученики исполнили его желание, а чтобы выразить свое высокое почтение к своему учителю, сняли с себя плащи и сделали из них своеобразное сиденье. Иисус сел на него.

Когда Иисус начал спускаться с горы Елеонской, народ закричал: "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господа! Осанна в вышних!" Народ стал устилать ему дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было на Востоке при встрече особенно чтимых лиц.

Когда шествие приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим был охвачен необычайным волнением. Апостол Матфей писал в своем Евангелии: "И когда Он прибыл в Иерусалим, весь город пришел в смятение и все спрашивали: кто это? А богомольцы отвечали: Он пророк, Иисус из Назарета Галилейского".

Христос въехал в Иерусалим на осте, что символизировало его кротость и миролюбие, в сопровождении множества народа.

Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями. Приписывая устройство встречи ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам твоим!" Христос отвечал: "Если они умолкнут, то камни возопиют".

По обычаю, Христос направился к храму, и там дети, вероятно, из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: "Осанна Сыну Давидову!" Фарисеи и книжники обратили его внимание на это, тогда он ответил им: "Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?"

И вошел Иисус в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих в храме (в те времена многие храмы в Палестине были местом торга), а столы менял и лавки продавцов голубей опрокинул. И говорил им: "Написано ведь: дом Мой домом молитвы наречется: вы же из него сотворили вертеп разбойников".

Вход Господень в Иерусалим и по сей день привлекает внимание христианских богословов. Епископ Симферопольский и Крымский Антоний в проповеди, произнесенной на богослужении в честь упомянутого праздника, говорил: "В течение всей земной жизни много раз входил Господь наш Иисус в святой град Иерусалим. На этот раз он вошел в город в последний раз. Вошел торжественно, как победитель, и был принят иерусалимлянами как владыко и царь. Вошел для того, чтобы выйти из него также в последний раз, выйти дорогой, не похожей на прежние земные пути, - крестной дорогой, дорогой смерти, вошел и вышел для того, чтобы путем победы, воскресения и вознесения на небо войти в новый, небесный Иерусалим".

Почему же праздник в России называется "Вербное воскресенье"? Поскольку Христа, входившего в Иерусалим, встречали пальмовыми ветвями, на Руси с давних времен появился обычай вместо них использовать ветки вербы. Верба - первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Согласно поверьям, освященная в церкви верба охраняла дом от пожаров, а крестьянское хозяйство - от разорения, оберегала скот от хворей, а посевы - от градобития и всяческих дурных напастей. Издавна крестьяне приметили, что вода, в которой стояла ветка вербы, долго потом сохранялась свежей. Это свойство усиливает веру в чудодейственную силу вербы.

Вспоминая Вход Господень в Иерусалим, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения себя в жертву за грехи мира и приносит Ему хвалу как победителю смерти.

Нaродный календарь

Вербное воскресенье.

На Руси этот праздник совершается особенно пышно. До обедни совершается Крестный ход. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, в далекие времена возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными плодами (финиками, изюмом) и цветами. Затем, взамен дерева, стали использовать вербу. Верующие стали приходить в храм с веточками вербы, так как особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение финиковых, пальмовых ветвей.

Возвратясь домой после освящения вербы, легонько стегали ею друг друга, приговаривая: "Не я бью, верба бьет". Это делалось, чтобы человек был здоровым, а ребятишек трогали вербой, чтобы они быстрее росли. Того, кто проспит заутреню, стегали посильнее, приговаривая: "Верба хлест - бей до слез!" Поскольку освященной вербе приписывалась целебная сила, принято было съедать девять почек или сережек (от лихорадки), клали вербу в воду, в которой купали больного ребенка. Освященной вербой ударяли скотину при первом в поле, чтобы скот не болел, втыкали вербу в дверь хлева. Считалось, что присутствие освященной вербы надежно защищает дом от всякой нечистой силы.

В старину из вербы и цветов изготовляли различные украшения, расставляли на улице, а также торговали ими.

Говорили: "Не верба бьет - старый грех", "Верба красна - бьет напрасно", "Верба бела - бьет за дело". Примечали: "Если Вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут ".

Значимые даты