19 Августа

Православный календарь

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господне. Приближалось время, когда Иисус Христос должен был в последний раз идти в Иерусалим. Однажды Он сказал Своим ученикам: "Среди вас есть некоторые, которые до смерти увидят силу Царствия Божиего". Через несколько дней Господь взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор "и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: "Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17, 2-5).

В день этого праздника Святая Церковь, вспоминая благодатный свет Преображения, утешает нас в нашем исполненном скорбей земном странствовании, напоминая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства во Христе. Свет Преображения, благодать Божия - вот высшие непреходящие христианские ценности, о которых напоминает нам праздник Преображения Господня. По молитвам св. препод. Серафима Саровского, Оптинских старцев, о. Иоанна Кронштадтского и всех святых земли Русской да дарует Господь истинное преображение душам нашим, да спасет и помилует народ наш, "да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, светодавче, слава Тебе". Аминь.

Значение этого события состояло в том, утверждают современные богословы, что Христос предстал перед своими учениками не как "один из пророков, но как Господь пророков, посылающий их..." Ибо слышали апостолы, как во время беседы Христа с пророками Моисеем и Илиею Господь указал "не на них, а на Иисуса Христа и повелел "слушать его".

Народный календарь

Преображение. Второй Спас. Яблочный Спас. Спасовка. Лакомка. Встреча осени. Первые Осенины.

Этот большой народный праздник установлен в честь Преображения Иисуса Христа. По всей великой Руси в праздник Преображения Господня в храмах происходит освящение плодов (овощей и фруктов), после чего их разрешается употреблять в пищу. Поэтому в народе праздник Преображения называется также Яблочным Спасом. К Яблочному Спасу поспевали виноград и фрукты.

Обычаи. Первый Спас отмечается 1 (14) августа и назван Медовым; второй Спас (Яблочный) - 6 (19) августа; третий Спас (Ореховый) приходится на 16 (29 августа).

Второй (Яблочный) Спас имеет большое значение в хозяйственной жизни православных верующих. В течение многих веков до Преображения особо строго запрещалось есть какие-либо плоды, тем более яблоки. Употребление их считалось большим грехом. Даже детям не разрешалось до Спаса отведать яблока. Не делалось исключение и для будущих матерей. Всех нарушителей этого запрета ждало суровое наказание на том свете -они лишались яблока из райского сада. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь змей-искуситель именно яблоком вверг во грех нашу прародительницу Еву. Первые яблоки надо было непременно освятить в церкви во время утреннего богослужения в день Преображения.

На Руси в селах и городах принято было в этот день подвозить возами яблоки к церквам. Возле церковных оград длинными рядами стояли яблочные обозы. Возникали яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах или яблочных торговых рядах. В этот день был самый взыскательный спрос на яблоки. Падалицу и яблоки, побитые градом, не покупали. В последующие дни цены опускались до низшего предела.

После освящения яблок принято было часть плодов раздавать нищим: "На второй Спас и нищий яблочко съест". Люди с радостью одаривали друг друга плодами - все прихожане получали их, а те, кто по болезни не мог пойти в церковь, получал их у себя дома в виде праздничного подношения. Тех людей, которые не исполняли этого строгого обычая, презирали. О них говорили: "А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного".

Приметы и наблюдения. "Пришел Спас - всему час". Яблоки поспевают, а погода день ото дня становится все хуже. Начинаются осенины, встреча осени. В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Говорили: "Пришел Спас - бери рукавицы про запас", "Второй Спас всему час - шубу припас". К ночи становится холодно.

Засевали озими: "Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году". Также приметили: "Какой второй Спас, такой и январь ". "Каков день во второй Спас, таков и Покров" (14 октября).

Начинается отлет журавлей.

Впрочем, насчет взыскательного спроса существуют и другие свидетельства. Вот как этот праздник в старой России описывает В. Селиванов в книге "Год русского земледельца", из которой, кстати, мы почерпнули многие приведенные здесь сведения.

"Праздник Преображения Господня называется в народе вторым Спасом яблочным. В этот день все садоводы выносят для освящения яблоки в церковь. По освящении часть принесенного выдается причту, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются. С этого дня простой народ начинает есть яблоки, что прежде Преображения считается грехом. В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось - яблоком. Покупают на гроши, на кудели пенки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблоков, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблоков и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Значимые даты