28 Августа

Православный календарь

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской).

Пресвятая Мария, Матерь Божия. После Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят - 10 лет, другие - 22 года). Апостол Иоанн, по завещанию Господа Иисуса Христа, заботился о Ней, как сын. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, где бывал Спаситель, и часто молилась там, чтобы Он скорее взял Ее к Себе, на небо.

О земной жизни и обстоятельствах смерти Матери Иисуса Христа известно мало. До нас дошло несколько отрывочных сведений о Ней, сообщаемых в Деяниях апостолов, официально не признанное церковью сочинение анонимного автора "Об успении Марии". Они позволяют составить довольно простую историю Ее жизни после казни Ее Сына - Спасителя.

Когда Мария вместе с апостолом Иоанном стояла, как он сам потом поведал в своем Евангелии, у подножия креста, на котором был распят Иисус Христос, Спаситель за несколько минут до своей смерти поручил Марию попечению любимого ученика Иоанна и сказал ему: "Се мать твоя".

После казни Сына Мария вместе с ап. продолжала проживать в Иерусалиме. Потом Она переселилась в малоазиатский город Эфес, который прославился одним из семи чудес света - храмом Артемиды, а в то время был одним из центров христианства. Живя тут, Мария проповедовала учение своего Сына-Мессии.

В преклонном возрасте Мария предприняла путешествие на остров Кипр, где епископом был Лазарь, когда-то воскрешенный Иисусом Христом, Его близкий друг.

Последние годы своей земной жизни Мария провела в Иерусалиме и часто общалась с ап. Лукой, который многое с Ее слов записал в свое Евангелие.

Однажды (это произошло за три дня до Ее смерти) Пресвятая Мария молилась на горе Елеонской. И тут Ей явился Архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и передал Ей радостную весть о том, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну своему Иоанну и стала готовиться к своей кончине. Других апостолов в это время в Иерусалиме не было: они разъехались по различным странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь, желая проститься с ними, призвала Господа, и Он чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущей силой. Горестно им было лишаться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех благословила.

У Ее одра к часу Успения (не смерти, а лишь временного отделения души от тела) собрались апостолы. И вдруг "необыкновенный свет осиял комнату", где лежала Божия Матерь. "Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы по гребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось чудо. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и от всяких болезней люди исцелялись. Множество народа шествовало за ее пречистым телом. Как иудейские священники и чиновники ни старались разогнать это святое шествие, Господь невидимо охранял его. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы его опрокинуть, но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся, и а п. Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший ап. Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью, и всею душой желал поклониться се пречистому телу. Апостолы, жался его, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы Фома мог проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли вход, то не нашли пресвятого тела Ее, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе окруженную ангелами Божию Матерь, в сиянии небесной славы.

Радуйтесь! - приветствовала Она их и ободрила: -Я с вами во все дни; и всегда буду вашею Молитвенницею перед Богом.

Апостолы в радости воскликнули: - Пресвятая Богородица, помогай нам! Господь воскресил свою Пресвятую Матерь, взял Ее к себе и поставил ее выше всех Ангелов своих.

Народный календарь

Успение. Успенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успенщина. Большая Пречистая. Первая Пречистая. Госпожин день. Госпожинки. Дожинки. Отжинки. Обжинки. Оспожинки. Жнивка. Спожинки. Выжинки.

Божия Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день - один из главных земледельческих праздников. Название Выжинки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, когда вознаграждением служит угощение.

Успенщина — великий осенний праздник. Он относится к числу двунадесятых. Называли его - день Упокоения Богородицы. В душах верующих был он наполнен и грустью, и радостью. Грустили по поводу кончины Богородицы, радовались, что не осталась она во гробе, но воскресла, вознеслась на небо, и оттуда уже не скромной девой Марией, а Царицей Небесной защищает всех чтящих и любящих ее.

Конец Успенского поста - долгого, двухнедельного. Этот летний пост не бывает тягостным, хотя и выпадает в пору напряженных и неотложных полевых работ. Не только крестьяне, но и многочисленные ремесленники - кузнецы, плотники, гончары, мукомолы, сапожники, портные - все обычно в это время заняты своим профессиональным делом. И хотя в это время не положено вкушать скоромную пищу, никто никогда не жаловался на строгости поста. Наоборот, лишения в угоду Богу оказываются на пользу здоровью. Многолетний житейский опыт показывает, что организм, не обремененный мясной и жирной пищей, отнюдь не теряет мышечной силы. Он приобретает легкость и подвижность, к тому же быстро восполняет утраченную энергию. Да и всякой другой, не мясной, а растительной пищи в это время года вполне хватает.

Традиции. В эти дни начинается жатва на полях средней полосы России. По старинной традиции крестьяне оставляли во время жатвы хлебов - этого венца забот земледельца - на ниве несжатую кулижку, из которой можно было собрать один сноп. Этот сноп дожинали в Успенье, в довершение страды. Завязывать его поручали девушкам, которые украшали сноп лентами и монистами, а потом несли домой. У порога дома именинный сноп встречали песнями, окропляли святой водой, хранившейся с "Иордани" - со дня Крещения.

Как только снимался последний сноп, сразу же на опустевшие поля совершался Крестный ход. Это была " благодарность Богу за полученный урожай и за будущий в грядущем сезоне.

В этот же день в каждом селе устраивали так называемый мирской пир - всеобщий стол, на который подавали только что выпеченные пироги из муки нового урожая. А еще варили для этого стола братское пиво в общинной пивоварне. И все пили его вдоволь, веселясь, но не пьянея. Возле именинного снопа, занимающего на столе почетное место, до позднего вечера шумело веселье.

Жатва никогда не считалась легким делом. Тяжелая изнурительная работа на жнивье к осени для крестьянской женщины сменялась другими не менее тяжкими занятиями: работа пестом - рушить крупу из зерна, шить, чинить мешки для хранения зерна. А еще надо было всю зиму цепом работать в риге - молоть, а в долгие зимние вечера прясть. И всегда перед крестьянкой в этой многотрудной работе, требовавшей силы, стоял светлый образ Богородицы, женской заступницы.

Судьба дожиночного снопа весьма любопытна. Его не выбрасывали, а вносили в избу и ставили в почетный ("красный") угол, где хранили всю зиму. В конце зимы именинный сноп обмолачивали, предварительно вытащив наугад три колоска. Обмолоченное зерно держали в специальном ящичке, дожидали всходы и по ним определяли будущий урожай. Если всходы из первого колоса были хорошими, то это сулило тучный урожай хлебов раннего сева. Если лучшие всходы давал третий колос, то следовало ждать хороший урожай от позднего посева. Разумеется, вся эта мистика мало что общего имеет с агротехнической наукой. Здесь важно другое - наблюдательность, умение сопереживать с природой, боль за завтрашний день.

Однако произошло непредсказуемое. Крестьянская наблюдательность привела к тому, что со временем стали сеять в ящички небольшое число зерен, быстрота всходов которых указывала на энергию прорастания семян. Так научились выращивать элитные сорта зерна. Определяли жизнеспособность семян и в зависимости от этого высчитывали норму высева на поле. Не отсюда ли пошли мудрые поговорки: "От худого семени не жди хорошего племени".

Обычаи. В крупных селах всегда находились семьи, ; чей материальный достаток был довольно скромным. В этих бедных семьях порой не хватало рабочих рук для того, чтобы убрать урожай, заготовить на зиму топливо, вырыть колодези около дома. Сельчане помнили о таких бедолагах.

В канун Успения для бедных, вдовых и солдатских семей, в которых не успевали управиться с жатвой к празднику, в селах устраивали "помочи". Это своеобразная коллективная помощь, когда люди, взяв в руки серпы и косы, грабли и вилы, всем миром выходили на нивы. Делалось это не только из гуманных побуждений, но и из-за опасений не прогневать Богородицу своим нерадением к нужде ближних, стремлением угодить общим милосердием.

Приметы и наблюдения. Успенский вечер нередко в крестьянских семьях встречали при лучинах ("вздували огонь"), поскольку уже начинались ранние сумерки. При лучинах ужинали (вечерили), и ужин был особый - чаще всего кислое молоко с толокном.

Пристально следили за погодой, поскольку наступала пора осенних забот - обмолота урожая, заготовки плодов и овощей впрок, на зиму. На Успение солили огурцы, а на Сергия (8 октября) - капусту рубили. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная, то и осень будет такой же. С Успения солнце "засыпается": "Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается!" "До . Успения пахать - лишнюю копну нажать"Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения". "До Петрова дня взорать, до Ильина - заборонить, до Спаса - посеять ".

С тихой грустью заканчивался праздник Успения, чтобы уступить место завтрашнему дню, когда ожидается столь светлый и величественный праздник, посвященный Иисусу Христу и называемый третьим Спасом. Этот день - величание нерукотворного образа Спасителя.

Именины. Евфимия. Людмила.

Значимые даты