История

Из истории календарей

Известно, что наши календари берут свое начало из древнеримской системы отсчета времени. Римляне слыли суеверными людьми и довольно часто меняли порядок исчисления времени. Так, одно время они утвердили в году 304 дня, которые затем разделили на 10 месяцев. В другой раз у них год состоял из 355 дней.


Как пользоваться календарем

Русский народный Православный календарь предназначен для многолетнего семейного пользования. Он рассчитан на самые широкие слои населения. В нем дается характеристика каждого дня года по следующим разделам.


Христианский календарь

Распорядок повседневной жизни на Руси. День у предков наших в XVII в. распределялся иначе, чем в наше время. Летом все, и знатные, и простые люди, вставали обыкновенно с восходом солнца, а осенью и зимою за несколько часов до рассвета. Счет часов у русских был в старину византийский: сутки делились на дневные и ночные часы; летом, когда были самые долгие дни, дневных часов насчитывалось 17, ночных - 7, а зимой,- наоборот.


Круг православных церковных праздников

Каждый день жизни, отпущенный нам Создателем, - великая ценность. В зависимости от того, как будет прожит этот день и что мы успеем сделать - зависит наше делание во имя спасения и стяжания Святого Духа.


Дни памяти русских святых

Среди святых, почитаемых Русской Православной Церковью, были настоящие миротворцы и искренние патриоты Отечества.


Памяти Святых

Христос избрал 12 лиц, называемых апостолами, для распространения Его учения. Они были Его постоянными спутниками и учениками и после Его распятия и Воскресения стали во главе Христианских общин. Самостоятельная деятельность этих апостолов начинается со дня сошествия на них Святого Духа, первоначально в Иерусалиме. В честь апостолов установлены также праздники, они восходят к отдаленной христианской древности.


Церковные таинства и обряды

Первое таинство в жизни христианина - крещение, благодаря которому Дух Святой дает нам новую духовную жизнь. Только после таинства крещения называемся мы христианами.


Венчание

Венчание - религиозная церемония, совершаемая при заключении брака у христиан. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. До 1775 Г. обручение отделялось от венчания значительным промежутком времени. Впоследствии обручение и венчание предписано было совершать в одно время.


Причащение

Причащение - главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом.


Покаяние

Покаяние - одно из семи таинств, также установленное самим Иисусом Христом.


Елеоосвещение

Елеосвящение - одно из семи таинств, которое совершается над больными. В нем "невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела".


Священство

Священство - это преподание через священнодейственный акт - посвящение - избранному лицу благодати Св. Духа.


Поминовение усопших

Поминовение об усопшем проводится на 3, 9 и 40-й день после его смерти.


Панихида

Панихида - богослужение по умершим, заупокойная служба.


Обряды

Православные Таинства имеют как внешнюю (обрядовую), так и внутреннюю (духовную) стороны.


Посты

"От чревообъядения - жестокость сердечная, сон, леность, многословие, смехотворение... Пост же - молитвы чистота, души светило, уму хранило, окаменению разорение, сну легкость, здравие телу" (Иоанн Лествичпик).


Церковный год

Хотя в Православном церковном календаре началом года считается 1 сентября, действительное начало годового богослужебного круга - праздник Воскресения Христова. Все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из нее. Даже "неподвижные" (отмечаемые в определенные календарные даты) праздники Церкви, такие, как Рождество и Богоявление, берут свою литургическую форму и вдохновение от праздника Пасхи.


Подготовка к Великому Посту

Первый знак приближающегося Великого поста - это евангельское чтение пятого воскресенья до его начала, повествующее о мытаре Закхее. В нем говорится о том, как Христос принес спасение грешнику и как тот совершенно изменил свою жизнь, потому что "искал видеть Иисуса, кто Он" (Лк. 19, 3). Так желание видеть Иисуса Христа и усилие для достижения этого начинают все наше движение через пост к Пасхе. Это - первый шаг спасения.


Великий пост

В Православной Церкви Великий пост - это время не уныния и мрака, а радости и укрепления нашей любви к Богу и к человеку, просвещения всего нашего существа для причастия Святой Троице. Мы призываемся "помазать наши лица" и "очистить нашу душу, как мы очищаем тело". И уже первые песнопения Великого поста задают тон наступающему времени.


Великопостные службы

Великопостные будничные службы отличаются особым покаянным пением. Царские врата в алтарь остаются закрытыми, символизируя греховное отделение человека от Царства Божия. Церковные облачения в это время — темные, обычно лиловые. В ежедневных тропарях мы молим Бога помиловать нас через Его святых.


Литургия преждеосвещенных даров

Как мы уже упоминали, Божественная Литургия не служится по будним дням Великого поста, но чтобы верующие могли быть поддержаны в своем подвижническом усилии принятием Святого причастия, совершается Литургия преждеосвященных Даров. Служба эта - весьма древняя: мы находим упоминание о ней в канонах VII в., а создание ее относится к еще более раннему времени.


Великопостные воскресенья

Каждое из воскресений Великого поста посвящено определенной теме. Первое называется Неделей торжества Православия. Этот праздник имеет историческое происхождение: он посвящен воспоминанию возвращения икон в церкви после победы над иконоборческой ересью в 843 г. Духовные темы этого дня: победа правой веры - "Сия есть победа, победившая мир, вера наша" (Ип. I 5,4) и прославление икон святых как свидетельства обожения (обожествления) человека.


Воскрешение лазаря и вход господень в Иерусалим

Неделя, следующая за воскресеньем св. Марии Египетской, называется "Неделей ваий", т.е. "пальм" (в России она получила название "Вербная"). Во вторник этой недели богослужение напоминает нам, что друг Иисуса Лазарь умер и что Господь воскресит его из мертвых (Ин. II). И все дни до субботы Церковь в своих песнопениях и стихирах продолжает следовать за Христом к Вифании - к гробу Лазаря. И вечером в пятницу, накануне празднования воскрешения Лазаря, "великие спасительные сорок дней" Великого поста завершаются.


Страстная неделя

В Православной Церкви последняя неделя жизни Христа называется "Страстная неделя". О каждом ее дне в богослужебных книгах говорится как о "великом и святом", и в каждый из них во всех церквах совершаются особые I службы. И в это время вся мирская жизнь прерывается для верующих, "восходящих с Господом в Иерусалим".


Воскресение Господне (Пасха)

Незадолго до 12 часов ночи в Великую субботу служитися Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается 40 дней, до Вознесения Господня. В полночь начинается заутреня пасхальным Крестным Ходом. Народ выходит из храма под пение:


Вознесение Господня

После Своего воскресения Господь не пребывал с учениками, но являлся им в разное время и в разных местах, открывая Себя, в совершенно живом, воскресшем и прославленном Теле.


Пятьдесятница - День Святой Троицы

Праздник Пятидесятницы отмечается через 50 дней после Пасхи. Мы уже говорили, что в Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из Египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона - десяти заповедей на Синайской горе; как и в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, "исхода" людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием "нового Закона", сошествием Святого Духа на учеников Христовых.


О суточном Богослужении Господнем

Молитва есть существенная и всегдашняя потребность благочестивой христианской души: это ее пища, которой она питается и укрепляется в духовной, благодатной жизни. Святая Церковь, зная эту потребность, издавна позаботилась предупредить ее, приготовив для нас на каждый день обильную духовную трапезу молитв в своих повседневных службах.


Всенощное бдение

Всенощное бдение начинается так: отверзаются царские врата, и священник, стоя пред престолом с кадилом в руке, возглашает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Певчие отвечают: Аминь. Потом, предшествуемый диаконом с зажженною свечою, обходит всю церковь и кадит иконы и людей. В это время на клиросе поют 103-й псалом: "Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси".


Литургия

Это общественное церковное богослужение, на котором совершается таинство причащения. Первоначальный порядок совершения Литургии был установлен апотолами и сохранялся между христианами по устному преданию. В IV в. святые отцы Василий Великий и Ион анн Златоуст изложили его письменно, с прибавлением некоторых молитв и песнопений, ими составленных.


Особенности праздничного Богослужения

Праздники - это священные торжества, совершаемые во славу Божию и в память важнейших событий, радостных для Церкви. Для христиан торжества эти благотворны, потому что оживляют и утверждают в нас веру, упование и любовь к Господу, а также располагают нас к лучшему употреблению Даров Божиих. Соответственно этому назначению праздников Церковь отличает их богослужение большим благолепием своих обрядов, торжественностью молитв и песнопений и даже большим числом их и продолжительностью.


О Богослужении праздников непереходящих

Главнейшим из этих праздников является Рождество Христово, которое служит своеобразным центром, объединяющим другие непереходящие праздники.


О богослужении праздников переходящих

Дата празднования Пасхи, Светлого Христова Воскресения, установленная по определению Первого Вселенского Собора, всегда приходится (после весенного полнолуния) на воскресный день, в интервале от 22 марта до 25 апреля по ст. ст. От даты празднования Пасхи зависят даты и других преходящих праздников.


Богослужение страстной седьмицы

Каждый день Страстной седмицы есть как бы шаг в вечность, ибо ее днями постепенно обозначены последние дни земной жизни Христовой. Сколь же внимательны мы должны быть к этим искупительным дням, ибо и мы призваны шествовать за Христом. "Грядый Господь к вольной страсти Апостолам глаголал на пути: се, восходим в Иерусалим, и предается Сын Человеческий, как о Нем писано есть.


О происхождении некоторых церковных песнопений

Как совершалось богослужение во времена Апостолов? Мы знаем из книг Апостольских, что было оно продолжительным, состояло из пения псалмов и священных песен, чтения и объяснения Священного Писания, совершения евхаристии, молитв и благодарения.


Вечерняя песнь

На одной из гор Иерусалимских, может быть, на той самой, откуда Спаситель мира перед Своими страданиями взирал на Иерусалим при тихом свете заходящего солнца и печально беседовал с учениками о близком падении города, уединенно сидел мудрый старец, патриарх Софроний, и задумчиво глядел на заходящее солнце.


Душеполезные чтения

Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто не скажет брату своему: "рака" (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.


 

Значимо [ В году ]

О суточном Богослужении Господнем

Молитва есть существенная и всегдашняя потребность благочестивой христианской души: это ее пища, которой она питается и укрепляется в духовной, благодатной жизни. Святая Церковь, зная эту потребность, издавна позаботилась предупредить ее, приготовив для нас на каждый день обильную духовную трапезу молитв в своих повседневных службах. Читать

Вознесение Господня

После Своего воскресения Господь не пребывал с учениками, но являлся им в разное время и в разных местах, открывая Себя, в совершенно живом, воскресшем и прославленном Теле. Читать

Церковный год

Хотя в Православном церковном календаре началом года считается 1 сентября, действительное начало годового богослужебного круга - праздник Воскресения Христова. Все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из нее. Даже "неподвижные" (отмечаемые в определенные календарные даты) праздники Церкви, такие, как Рождество и Богоявление, берут свою литургическую форму и вдохновение от праздника Пасхи. Читать