Христианский календарь

Распорядок повседневной жизни на Руси. День у предков наших в XVII в. распределялся иначе, чем в наше время. Летом все, и знатные, и простые люди, вставали обыкновенно с восходом солнца, а осенью и зимою за несколько часов до рассвета. Счет часов у русских был в старину византийский: сутки делились на дневные и ночные часы; летом, когда были самые долгие дни, дневных часов насчитывалось 17, ночных - 7, а зимой,- наоборот. Проснувшись, русский человек прежде всего обращал глаза к образу и крестился; затем, вставши, умывался, одевался и опять приступал к молитве; в праздник старался встать пораньше и поспеть к заутрене до начала службы. Приступая к важному делу, русский обыкновенно мыл руки, троекратно крестился, а если можно было, то принимал благословение священника. Чем выше был человек по своему положению, богаче и благочестивее, тем строже соблюдал этот порядок домашней жизни.

На Христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека. Где бы ни селились русские, первым делом они возводили церковь. Вся жизнь наших предков начиналась с храма. Если есть храм - то село, если нет - то так, деревня...

Жизнь, быт народа были ориентированы на богослужебный календарь. Дни, имевшие важное значение для л крестьянина, связывались не с числом и месяцем, а с памятью того или иного святого. Скотину на пастбище впервые выгоняли на Георгия, ульи на летние пасеки выставляли на Зосиму. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, к примеру, на Николу зимнего. Церковный Устав определял не только порядок и содержание богослужений, но и организовывал весь строй бытия, и благодаря этому жизнь получала благодатное освящение.

Мир как бы преломлялся сквозь призму Церковного Устава и сам становился частью богослужения в том вселенском храме, в котором "всякое дыхание хвалит Господа".

Еще одной точкой отсчета календарных событий для верующих людей является система постов. Всего в Православном церковном календаре около 200 постных дней. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в Крещенский сочельник (18/5 января), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (11 сентября/29 августа), в праздник Воздвижения Креста Господня (27/15 сентября). Помимо этого существуют четыре многодневных поста - Великий, Петров, Успенский и Рождественский (называемый также Филиппов, так как следует за днем ап. Филиппа).

Великий пост начинается с понедельника, либо после Сыропустной недели, т.е. Воскресенья, либо после Масленичной седмицы и продолжается около семи недель до праздника Пасхи. Он разделяется на две неравных по продолжительности части: Святую четыредесятницу и Страстную седмицу. Святая четыредесятница служит напоминанием о важнейших событиях Ветхого и Нового Завета и по своему значению повторяет сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне. Последняя неделя Великого поста, Страстная седмица, установлена Церковью в память Страстей Господних. Наиболее строгий пост соблюдается на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице)

Петров пост начинается в первый понедельник после Духова дня и оканчивается 12 июля (29 июня) в праздник свв. апостолов Петра и Павла. Протяженность его каждый год разная. Успенский пост продолжается с 14 (1) августа по 28 (15) августа, т. е. всего две недели. Рождественский пост длится 40 дней с 28 (15) ноября по 7 января (25 декабря).

Небесная иерархия Православной Церкви. Прославляя святых Божиих, Церковь воздает им в своих песнопениях различные величания, соответственно образу их жития на земле, званию, сану, различным подвигам и, наконец, роду их кончины; почему в богослужебных книгах и Православном календаре она и разделяет всех святых на сонмы или чины - святителей, мучеников, преподобных и прочих.

1. Под общим названием бесплотных сил Церковь разумеет весь духовный - ангельский мир, который разделяется на девять чинов: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.

2. Праотцами называются святые мужи Ветхого Завета, которые были предками по плоти Господа Иисуса Христа. Память им празднуется в "неделю Праотцев", перед Рождеством Христовым.

3. Пророками называются святые Ветхого Завета, избранные Богом для приготовления людей к принятию Спасителя и обладавшие даром предвидения будущего. Святой Иоанн Предтеча был последним Ветхозаветным пророком.

4. Апостолы - это избранные ученики Господа Иисуса Христа; одни из них принадлежат к числу 12 ближайших, другие - к числу 70 его учеников.

5. Равноапостольными и просветителями называются святые, которые после времен апостольских своею проповедью привели к Христу целые страны и народы.

6. Отцами церкви ("иже во святых отец наш") называются святые архиерейского сана: сюда относятся святые - патриархи, митрополиты и епископы разных городов Вселенской Православной Церкви. Епископы города Рима называются папами.

7. Мучениками или великомучениками называются святые, принявшие мученическую смерть за веру во Христа. Те из них, которые были замучены в сане епископа или священника, называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками.

8. Исповедники и страстотерпцы- святые, потерпевшие за веру во Христа гонение, заточение и мучения, но скончавшиеся в мире. Некоторым из них во время истязаний положены были особые клейма на лице. Поэтому они называются начертанными.

9. Преподобные (мужи и жены) - святые из иноческого (монашеского) чина. Некоторые из них, принимавшие на себя особые подвиги, носят еще и частные названия: пустынники - удалявшиеся в пустыни и там спасавшиеся в уединении, затворники - добровольно заключавшие себя на всю жизнь в отдельные пещеры или келии; столпники - подвизавшиеся на столпах или высоких башнях под открытым небом; безмолвники - принявшие на себя подвиг молчания.

10. Праведными называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.

11. Бессребрениками называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.

12. Христа ради юродивые или блаженные - святые, которые по слову Божию были безумными Христа ради (1 Кор. 4,10) и странниками, не имевшими постоянного жилища; за свое смиренномудрие они одарены были от Бога.

Значимые даты