Из истории календарей

Известно, что наши календари берут свое начало из древнеримской системы отсчета времени. Римляне слыли суеверными людьми и довольно часто меняли порядок исчисления времени. Так, одно время они утвердили в году 304 дня, которые затем разделили на 10 месяцев. В другой раз у них год состоял из 355 дней.

Многие месяцы года обязаны названиями древнеримским богам. Так, январь произошел от имени двуликого бога Януса, олицетворявшего прошлое и будущее, май и июнь - от имен богини весеннего цветения Майи и богини плодородия Юноны. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь означают "седьмой", "восьмой", "девятый" и "десятый", что в настоящее время не соответствует действительности - ведь их порядковые номера в году девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый. Можно оправдать название месяца июля, в котором увековечено имя выдающегося римского правителя и реформатора календаря Юлия Цезаря.

В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь с помощью александрийского ученого Созигена произвел реформу счета времени и ввел календарь, получивший название юлианского. В чем суть реформы? Поскольку за четыре года накапливаются "лишние" 24 часа, это время стали прибавлять к четвертому году, который считается високосным. Получилось, что в простом году 365 суток, а в високосном - 366. Условились считать високосными те годы, которые делятся на 4, например, 1968, 1972, 1976-й и т.д. Это и есть календарь старого стиля.

Счет дней довольно прост, но неточен, так как астрономический год короче на 11 мин 14 с. Разница не велика, а за 128 лет накапливаются целые сутки.

В I в. н. э. в Никее состоялся Церковный Собор, на котором был принят юлианский календарь и постановлено считать днем весеннего равноденствия 21 марта, как это произошло в год Собора.

Но календарь отстает от природы. К 1582 г. он отстал на 10 дней, что внесло путаницу при ежегодном отсчете дня празднования Пасхи.

Чтобы упорядочить празднование Пасхи - главного праздника христиан, римский папа Григорий XIII по расчетам итальянца доктора Лилио исправил календарь: 5 октября 1582 г. стали считать 15 октября. Так была исправлена ошибка в 10 дней, накопившихся за 1200 лет. Впредь, чтобы ошибка не накапливалась, нужно было каждые 400 лет выбрасывать из годового цикла 3 дня. Стали считать високосными годами только те вековые годы, число столетий которых делится на четыре.

Несмотря на проведенную реформу, Православная Церковь осталась верной юлианскому календарю, хотя он менее совершенен. Сознание верующих прочно связано с юлианским календарем. Даже в том случае, если бы вдруг решено было провести реформу, она должна была бы готовиться тщательно и задолго. Но дело в том, что и григорианский календарь также оказался несовершенным, поэтому международная комиссия работает над новым календарем.

Проблема заключается в том, что наши предки, все наши святые жили и молились по юлианскому календарю: существует мистическая связь между Божественной Литургией, совершающейся ими на небесах, и земной, совершаемой православными священниками в храмах.

Отсчет нового года с 1 января - традиция не христианская. Еще за 45 лет до Рождества Христова римляне начали праздновать новолетие с первого дня месяца, посвященного языческому богу Янусу (отсюда и январь). Бог этот изображался двуликим - в знак того, что он стоит на распутье времен. Одно его лицо (молодое) обращено вдаль, другое (старое) созерцает год уходящий. По верованиям римлян, первые мгновения нового года имели роковое влияние на все двенадцать месяцев: кто весело встретит его, тот в течение всего года будет жить благополучно. Языческий обычай встречать новогодний день как можно веселей сохранился до сих пор.

В Древней Руси были два календарных стиля: мартовский и сентябрьский. В 1136 г. 26-летний новгородский монах диакон (иеродиакон) Кирик написал научный трактат о календаре "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Чтобы понять, в чем состояло значение этого произведения, надо учесть разницу в счете времени тогда и теперь. Сейчас мы ориентируемся по четкому календарю. Начало года наступает строго в один и тот же день - 1 января, год делится на 12 месяцев, каждый из которых имеет 30 или 31 день, кроме февраля. Февраль содержит в обычный год 28 дней, а в високосный - 29. Эти сведения были известны не только Кирику, но и 60 лет до него, о чем сообщалось в древнерусском произведении "Изборник Святослава" 1073 г. Только начало года отсчитывалось не с 1 января, а с 1 марта. Кстати,, мартовский год завершается февралем и присоединение високосного дня в конце мартовского года выглядело естественным. Мартовский год не русское изобретение, его применяли в Византии и до того в Древнем Риме. В связи с поинятием христианства в 988 г. Этот календарный счет был усвоен на Руси. Начало года перенесли на 1 сентября, летосчисление повели от "сотворения мира", а календарь был юлианский. Только дни недели - седмицы - не называли именами римских богов (планет). Воскресенье называлось неделей. Понедельник - день "по (после) недели", вторник - второй, среда - средина, четверг - четвертый, пятница – пятый, день седмицы. Суббота получила название от еврейского слова "саббат" - конец дел. Да и теперь говорят "шабаш", закончив какое-нибудь дело.

В чем еще состояли отличия современного календаря от древнерусского, кроме мартовского года, а затем ему на смену пришедшего сентябрьского? Наиболее наглядным отличием было начало отсчета времени. Сейчас отсчет ведется "от Рождества Христова". Эра "от Рождества Христова" была рассчитана римским монахом Дионисием в VI в., но вошла в жизнь значительно позже. Определяющим для ее распространения было решение середины XV в. датировать в этой эре документы, исходящие из канцелярии папы римского. Эра "от Рождества Христова" быстро распространялась в странах, где исповедовался католицизм. В России эта эра долго не употреблялась, она была введена на государственном уровне при Петре I с 1 января 1700 г. и используется нами до сих пор.

Какая же эра применялась при Кирике? Это была эра "от сотворения мира". Была она принята в Греции и долгие годы употреблялась в странах, где утверждалось православие, в том числе на Руси. Кирик, датируя свое календарное произведение в этой эре, указал 6644 г., что соответствует 1136 г. "от Рождества Христова", или нашей эры.

Еще одно отличие счета времени при Кирике от теперешнего состоит в способе присоединения високосных дней. Кирик знал, что в високосные годы прибавляется 29-й день к февралю. В нашем календаре есть отступление от этого правила. Високосными считаются годы, делящиеся на четыре, но в случае вековых дат отбрасываются два последних нуля. Например, если в предстоящем 2000 году отбросить два последних нуля, получится число 20, делящееся на четыре, значит, 2000 г. является високосным. Предыдущий вековой год 1900 не был високосным, так как 19 не делится на четыре. Рассмотренный способ, ограничивающий добавление високоса в вековые даты, был введен в 1582 г. папой Григорием XIII (отсюда название "григорианский календарь", "григорианский стиль", или "новый стиль").

Григорианский календарь распространялся в первую очередь в католических странах. У нас он был введен сразу после Октябрьской революции. К этому времени разница между старым и новым стилями составила 13 дней. Так, день Октябрьской революции 25 октября 1917 г. по старому стилю соответствует 7 ноября по новому.

На Руси обычно события датировались по религиозным праздникам и дням памяти святых, а не по числам и дням месяца. Дело осложнялось тем, что религиозные праздники в календарном смысле относятся к двум категориям: неподвижные и подвижные. Подвижные праздники были связаны с днем Пасхи, отсчитывались от него. День же Пасхи всякий раз приходится на разные числа марта и апреля. Определение дня христианской Пасхи - достаточно сложная математическая задача, решение которой требовало высокого уровня научной подготовки в области календаря. Ученые разрабатывали особые таблицы - пасхалии, в которых указывали даты Пасхи на годы вперед. Предвычисление дня Пасхи было важным церковно-государственным делом, свидетельствующим о научной и культурной развитости данного народа, способного самостоятельно вести календарный счет времени.

В 1727 г. Российская Академия наук разработала свой первый календарь, основываясь на старом стиле. В Западной Европе в это время уже переходили на новый стиль. Когда в царствование Николая I зашла речь о реформе календаря, министр решил, что это окажет "вредное действие на неграмотных людей, может произвести нежелательные волнения и смущение умов".

В 1923 г. святейший патриарх Тихон был вынужден под давлением властей объявить о введении григорианского календаря, который был провозглашен в России большевиками сразу же после революции. Однако, увидев, что верующие неодобрительно относятся к нововведению, патриарх поспешил отменить намечавшуюся реформу.

Значимые даты