Литургия

Это общественное церковное богослужение, на котором совершается таинство причащения. Первоначальный порядок совершения Литургии был установлен апотолами и сохранялся между христианами по устному преданию. В IV в. святые отцы Василий Великий и Ион анн Златоуст изложили его письменно, с прибавлением некоторых молитв и песнопений, ими составленных.

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Проскомидия - значит "принесение, потому что в древности приносились верующими хлеб и вино для Таинства. Хлеб для Таинства употребляется квасный, пшеничный. Называется он просфорою и состоит из двух частей в ознаменование того, что в лице Иисуса Христа два естества: Божеское и человеческое. На верхней части просфоры находится изображение креста со словами: "Иисус Христос побеждает". Для совершения Литургии требуется пять просфор. Из первой просфоры священник вынимает четырехугольную часть с изображением креста и полагает ее на середину дискоса (дискос— блюдо с изображением Младенца Иисуса, лежащего в яслях. На этом блюде освящается часть просфоры (Агнца) во время Таинства причашения.).
 
Часть эта, называемая Агнцем, символизирует Иисуса Христа. Затем священник вливает в потир (Потир — греческое название чаши, из которой православные причащались Тела и Крови Христовых.) виноградное вино, соединенное с водой, в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода. Из второй просфоры вынимается небольшая треугольная часть в честь Пресвятой Богородицы и кладется на дискосе по правую сторону Агнца. Из третьей просфоры вынимается девять частей в честь святых Божиих. Части эти полагаются на дискосе по левую сторону Агнца. Из четвертой просфоры вынимаются частицы о здравии живых, а из пятой - за умерших. Части из просфор как за живых, так и за умерших кладутся на дискосе внизу Агнца. После этого священник поставляет над Агнцем и вынутыми из просфор частицами звездицу (Звездица - два металических полукружия, которые устанавливаются на дискосе, чтобы воздухи не прикасались к Агнцу.) и покрывает дискос и потир покровами и воздухом. Приготовив таким образом Дары, священник молится, чтобы Господь принял от нас эти Дары, помянул тех, кто их принес, и тех, за кого они принесены. В проскомидии воспоминаются рождение и смерть Иисуса Христа. Во время совершения проскомидии на клиросе читают часы - третий, шестой, а иногда и девятый.
 
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. При совершении ее можно присутствовать не одним только верующим, уже принявшим крещение, но и оглашенным, т.е. лицам, которые не приняли еще крещения, а только готовятся к нему и учатся Закону Бо-жию. Литургия оглашенных начинается возгласом священника: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". Вслед за тем произносится "Великая ектения", начинающаяся словами: "Миром Господу помолимся". Церковь приглашает нас молиться Богу в мире со всеми ближними, иначе молитва наша не будет услышана Богом. После "Великой ектении" поются так называемые антифоны. За ними следует малая ектения. К концу второго антифона присоединяется песнь Второму Лицу Пресвятой Троицы: "Единородный Сыне", в которой, воспоминая Его воплощение, распятие и победу над смертью, просим Его спасти нас. По окончании этого пения отверзаются царские врата и бывает Вход священника с Евангелием, пред которым несут светильник. Стоящие на клиросе поют: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющии Ти аллилуйя". Этот Вход с Евангелием называется малым Входом и напоминает явление Иисуса Христа на проповедь. Предшествующий светильник напоминает пророка и Предтечу Иоанна. После Входа читаются Апостол и Евангелие. Чтение Апостола напоминает проповедь апостолов. Литургия оглашенных оканчивается словами: "Елицы оглашеннии, изыдите".
 
Литургия верных (анафора) - самая главная и существенная часть Литургии. При совершении ее в храме имеют право находиться только верующие (крещеные). Литургия верных начинается так: "Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся". Затем следуют две краткие ектении и херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем Ангельскими невидимо дориносима чимни, аллилуйя". А вот перевод этой песни на современный русский язык: "Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Животворящей Троице, оставим теперь всякое житейское попечение, чтобы принять Царя всех, Которого невидимо с торжеством сопровождают Ангельские чины. Аллилуйя". Под это пение начинается Великий вход, во время которого приготовленные Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Вход этот означает шествие Иисуса Христа на вольные страдания. Затем диакон приглашает христиан (после просительной ектении) любить друг друга, единодушно исповедовать Пресвятую Троицу. На клиросе поют Символ веры, после чего идет "анафора" - вершина Литургий. После сего верующие приготовляются к участию в Таинстве причащения. Диакон возглашает: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити". На клиросе отвечают: "Милость мира, жертву хваления". Затем священник преподает благословение верующим словами апостолов: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами". Ему отвечают: "И со духом твоим". Приготовление к участию в Таинстве причащения заканчивается возгласом священника: "Горимеим сердца", на который певчие отвечают: "Имамы ко Господу". После этого следует совершение самого Таинства причащения. Оно начинается благодарением или прославлением Пресвятой Троицы. Священник возглашает: "Благодарим Господа". В ответ ему на клиросе поют: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святаму Духу, Троице Единосущней и нераздельней".
 
Священник читает молитву и потом возглашает: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Певцы поют: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!". Священник читает молитву и затем возглашает: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов". Певцы: "Аминь". После краткой молитвы священник возглашает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Певцы поют: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи..., Боже наш". Священник читает положенные на ряду молитвы, при этом совершается освящение Святых Даров, и потом возглашает: "Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии". Хор поет прославление Богоматери: "Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем".
 
Во время пения этого прославления совершается поминовение усопших, как тех, которые еще не прославлены Богом, так и святых. А также поминается иерархия Церкви Христовой. После этого возглашает священник о поминовении Патриарха, правящего епископа: "Их же даруй святым Твоим Церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины". Певцы поют: "И всех и вся". Священник молится о граде и стране и о верою живущих в них, о плавающих и путешествующих и возглашает: "И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". Певцы поют: "Аминь". Священник возглашает: "И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". Певцы: "И со духом Твоим".
 
За этим следует ектения, по окончании которой священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати". Певцы поют: "Отче наш". 
 
По прочтении двух на ряду положенных молитв священник возглашает: "Святая святым!" Певцы поют: "Един свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь". После этого поется Причастие дня, царские врата закрываются завесою и совершается раздробление Святых Даров и причащение священнослужителей в алтаре. В воскресные дни поется Причастен: "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, аллилуйя" (трижды). Вот открываются царские врата, и диакон или священник произносит: "Со страхом Божиим и верою приступите". Певцы поют: "Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам". Читаются молитвы перед причащением Святых Даров: "Верую, Господи, и исповедую" и "Вечери Твоея тайныя днесь". Желающие причаститься, надлежаще приготовившиеся к этому Таинству, со сложенными на груди руками подходят к Чаше и причащаются Святых Тайн, перед тем
 
По причащении верующих священник, поставив Чашу со Святыми Дарами на престол и обратившись к народу, преподает благословение, говоря: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое". В ответ на это певчие поют: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть". Потом священник, взяв с престола Чашу со Святыми Дарами, в последний раз выносит ее к народу и, произнеся заключительные слова славословия: "Всегда, ныне, и присно, и во веки веков", относит ее на жертвенник. Христиане поклоняются Святым Дарам и при этом воспоминают вознесение Иисуса Христа на небо. В это время на клиросе поют: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститеся святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящим тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя". После малой ектении и по прочтении заамвонной молитвы певчие трижды поют: "Буди имя Господне благословенно от ныне и до века". После этого бывает благословение священника и отпуст. Таков чин Литургии Иоанна Златоуста.
 
Чин Литургии Василия Великого сходен с чином Литургии Иоанна Златоуста. Разница между ними состоит в том, что Литургия Василия Великого отличается большей продолжительностью молитв, тайно читаемых священником, а посему и пение бывает более протяжное. Перед словами Спасителя: "Приимите, ядите" возглашается вслух: "Да-де святым Своим учеником и Апостолам, рек". Вместо: "Достойно есть" поется: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь". Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества и Крещения Господня или в самые дни праздников, в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья, в четверг и субботу Страстной седмицы.
 
Литургия Преждеосвященных Даров письменно изложена св. Григорием Двоесловом. Она названа так потому, что в ней приобщаются к Дарам, освященным в предшествующее воскресенье. Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста, в четверг пятой недели и в первые три дня Страстной седмицы.

Значимые даты