О Богослужении праздников непереходящих

Главнейшим из этих праздников является Рождество Христово, которое служит своеобразным центром, объединяющим другие непереходящие праздники. В навечерие этого праздника (если оно приходится не в воскресный день и не в субботу, в противном случае Часы царские совершаются в предыдущий пяток) совершаются Часы, называемые царскими, потому что в древности с особенною церемониею присутствовали при этом богослужении цари, воздавая честь новорожденному Царю Небесному, и им возглашалось тогда, как и после возглашается в знатнейших храмах, многолетие, с произнесением полного их титула. На каждом из четырех часов (1, 3, 6, 9) слышим вещание пророков, особенно Давида, воспевающего в псалмах своего Божественного потомка (Псал. 44, 59), Михея, указывающего на место рождения Вождя Израилева - Вифлеем (5, 2), Варуха, преднаписавшего, как Бог на земли явися и с человеки поживе (3, 38) и Исайи, прославляющего рождение Еммануила от Девы, Отрочати, Коего имя - великого совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Князь мира, Отец будущаго века (7, 14). Потом внимаем учению апостола Павла, изображающего Божественное величие Сына Божия, также цель и плоды пришествия Его на землю (Гал. 3, 23), и повествованию евангелистов (Матфея и Луки) о Рождестве Господнем.

Есть три праздника, посвященные воспоминанию спасительных событий, предшествовавших Рождеству Спасителя: Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм.

Благовещение - это праздник, в котором "главизна нашего спасения и еже от века таинства явление" (тропарь праздника). По своей важности богослужение этого праздника сравнимо с богослужением Рождества Христова. Оно так же начинается великим повечерием на утрени, оглашается многими радостными песнями и не теряет своей торжественности, в какой бы день ни случился этот праздник. И воспоминание страданий Господних (если Благовещение случится на Страстной седмице), и на самый день Пасхи Церковь почитает приличным повторять нам высокое благовестие Архангельское. Потому что и в состоянии крайнего уничижения, как и в состоянии прославления Сына Божия, видит она то величие Его, о котором возвестил Архангел: будет велий и Сын Вышняго наречется, - и воцарится в дому Иаков-ли во веки и Царствию Его не будет конца (Евангелие праздника); и верует, что Господь с тем и приобщился нашей плоти и крови, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14).

Рождество Пресвятой Богородицы, по выражению церковных песен, освободило как родителей Ее, Иоакима и Анну, от поношения бесчадства, так и первых прародителей наших от тли смертной и возвестило радость всей вселенной. Предание Церкви говорит, что святые родители были приготовлены к рождению Преблагословенной Девы многими искушениями их смирения и преданности на волю Божию; почему и праздник, установленный на основании этого предания, внушает нам ту истину, что нужно предварительное духовное очищение самих родителей для рождения хороших детей, ибо "молитва, - поет Церковь, - купно и воздыхание блаженных Иоакима и Анны прозябе плод живоносный миру" (Икос праздника).

Введение во храм Пресвятой Богородицы есть еще ближайшее предвозвещение о Спасителе мира. "Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание" - так взывает Церковь в тропаре празднику и именует Святую Деву пречистым храмом и священным сокровищем славы Божией, вводящим с собой в дом Господень благодать Божественную (кондак праздника). Праздник Введения приучает нас с детских лет любить Бога, посвящать себя храму Божьему, построить в себе свой духовный храм Божий.

Остальные три непреходящие двунадесятые праздники - Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне - посвящены воспоминанию тех великих событий, в которых Господь явлен был людям как Спаситель мира и Единородный Сын Божий.

Праздник Сретения Господня - торжественное воспоминание того, как в 40-й день по рождении принесен был во храм праведным Симеоном. Этот праздник открывает славу Спасителя, еще во младенчестве признанного верующими людьми. Церковь при этом славит Матерь Божию, а также ублажает Симеона, принявшего в свои объятия Свободителя душ наших (тропарь праздника).

В кондаке праздника говорится о спасении: во времена Юстиниана страшное бедствие угрожало Константинополю и другим восточным городам - землетрясение и моровая язва. Однако все эти напасти враз прекратились, когда был совершен праздник Сретения Господня.

Крещение Господне есть явление славы Спасителя при вступлении Его на путь нашего спасения. Указан он был сошествием Святого Духа в виде голубя. Тогда ясно открылось таинство Святой Троицы на Иордане. День Крещения называется еще и Богоявлением.

Праздник этот так же, как и Рождество Христово, отличается в богослужении. Он имеет навечерие с часами царскими, утреня соединяется с великим повечерием. Кроме того, событие на Иордане обставляет этот праздник особенным торжественным священнодействием. В навечерие праздника (в древности в это время крестились оглашенные) совершается освящение воды. В день праздника, после Литургии, священнослужители направляются к реке или роднику в сопровождении хористов. Над прорубью, символизирующей Иордань, читается пророчество Исайи о благодатном явлении Бога и спасительной веры (Исход 35, 55), также учение апостола Павла о духовном камне, источающем воду в пустыне, т.е. Иисусе Христе, и самое сказание евангельское о крещении Господнем. Потом молитвой и троекратным погружением Святого Креста в воду вода освящается, и освящение через окропление сообщается нам и нашим жилищам.

Преображение - один из торжественных праздников, отмечаемый в память того, как Господь открыл свою Божественность апостолам (кондак праздника: "Он есть воистину Отчее сияние"). Церковь, прославляя Божественное величие Сына Божиего, молится: "Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущий" (тропарь праздника), в котором источник жизни и блаженства. К особенностям праздника относится освещение Церковью плодов. В этом проявляется свидетельство благодарности Тому, Кто есть свет мира, дающий нашим душам не только духовное просвещение, но и солнечный свет, благодаря которому созревают питающие нас плоды земные.

К числу непреходящих двунадесятых праздников относятся два таких, которые знаменуют события, происшедшие после вознесения Господа на небеса. Первый праздник - Успение Божией Матери, второй - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Успение, или кончина земной жизни Божией Матери, - важнейшее событие в Царствии благодати. Священное Предание свидетельствует, что Пресвятая Дева только временно своим телом покорилась смерти. Затем же вместе с телом была взята на небо и прославлена. Церковь и поныне именует смерть каждого верующего сном или успением, но преимущественно присваивает его кончине Богоматери, так как смерть ее была столь кратка, что уже на третий день ее тела не было в гробе. Церковь славит особенным торжеством блаженное успение Богоблагодатной Девы, тем самым утверждая в каждом верующем упование на благодатную Ее помощь. Вера в блаженство жизни вечной открыта не только в Искупителе нашем, но и в Пресвятой Его Матери.

Воздвижение Честного Креста - торжество, установленное в память чудесного обретения Креста Господня при императоре Константине Великом, а также в память славного возвращения его из плена (Персия) при императоре Ираклии.

Особенность богослужения в этот праздник состоит в том, что в конце утрени протяжно поется "Святый Боже" (на великом словословии). Святой Крест выносится из алтаря и предлагается прихожанам для поклонения, которое сопровождается песнью "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко" и другими песнопениями, славящими Крест и Воскресение Господне. В соборных храмах совершается еще воздвижение Креста, т.е. Крест обращается к разным сторонам света, и при многократном пении Господи, помилуй то понижается, то возвышается. Это священнодействие есть изображение того первоначального воздвижения Креста Господня, которое совершено было святителем Иерусалима для показа обретенной святыни народу, а вместе с тем напоминание нам о том, что силою Креста сохраняются и освящаются все концы земли.

Кроме двунадесятых есть и другие поистине великие праздники, службы в которые совершаются с особой торжественностью. Вот они.

В день Обрезания Господня вспоминается, как восьмидневный Младенец, Господь наш, в соответствии с иудейскими законами подвергся ритуалу обрезания. Тогда же он был наречен Иисусом. При этом Церковь, исповедуя во Христе естество человеческое, проповедует и Божество Его, возвещая с Апостолом яко в Том живет всяко исполнение Божества телесное, а вместе с тем напоминает нам и о духовном, или нерукотворном обрезании, т.е. святом крещении (Кол. 2, 9-12). Особенное богослужение соединено с этим праздником - это молебен о начале нового года, которое с 1700 г. отнесено в отечестве нашем к 1 января, по примеру прочих европейских стран.

Праздник Происхождения честных древ святаго Креста (1 августа) установлен в XII в. при великом князе Андрее Боголюбском в память чудесного явления от Креста и святых икон во время брани. В это время на утрени совершается поклонение Св. Кресту, как и на Воздвижение, а после Литургии верующие идут на реку для водоосвящения.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы проходит обычно с большими торжествами. Почитая небесную Заступницу, верующие молятся: "Да покроет Она и нас Своим честным покровом и избавит от всякого зла" (тропарь праздника).

В день рождения св. Предтечи Господня Церковь восхваляет этого проповедника и Предтечу Слова Божия, а в день Усекновения главы чтит его, как проповедника учения Христа в двух мирах, ибо он и сущим во аде проповедовал пришествие Спасителя.

Праздники святых апостолов, в особенности Петра и Павла, именуемых первопрестольниками апостолов; Иоанна Богослова, как наперсника и возлюбленного ученика Иисуса Христа; великих святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; Николая Чудотворца отмечаются торжественными богослужениями. В храмовые праздники Церковь также совершает торжественные молебные песнопения.

Значимые даты