О богослужении праздников переходящих

Дата празднования Пасхи, Светлого Христова Воскресения, установленная по определению Первого Вселенского Собора, всегда приходится (после весенного полнолуния) на воскресный день, в интервале от 22 марта до 25 апреля по ст. ст. От даты празднования Пасхи зависят даты и других преходящих праздников.

Превосходя значимостью и светлостью своею все другие праздники, Пасха имеет преимущество перед ними и по высоте торжественности богослужения. Как торжество победное, она исполнена почти непрерывным пением. Как полное открытие Завета Нового, заменяет новозаветными песнями все чтения и пения ветхозаветные (кроме хвалитных псалмов на утрени). Всеобщую радость и светлость торжества Церковь выражает светлейшими облачениями священнослужителей, а обилие благодати, явленной Воскресением Божественного Искупителя, частым каждением (на утрени первого дня Пасхи оно бывает после каждой песни канона). Все богослужение Пасхи во всю ее неделю совершается при открытых царских вратах, чтобы мы непрестанно помышляли о Вратах небесных, отверстых для нас Крестом и Воскресением Господним.

Торжество Воскресения открывается в самую полночь песнью священнослужителей: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби честным сердцем Тебе славити" и обхождением их вокруг храма.

Ритуал обхождения вокруг храма служит нам напоминанием о женах-мироносицах, искавших гроб Господня и нашедших его в пещере. Но вместо благовонных мазей, которые несли с собой жены-мироносицы, и служивших для натирания тела умершего, священники несут крест и хоругви, символизирующие знамение победы над смертью. В притворе храма, перед его затворенными дверьми, начинается утреня. По многократном пении тропаря: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав" двери храма отверзаются, как двери гроба Господня, и та же песнь воскресения оглашает весь храм и служит потом основанием всему последующему богослужению. После пасхального канона и песнопений, восхваляющих нашу Пасху красную и всечестную, церковный храм являет собой торжественное зрелище. По возгласу священника "Христос воскресе!" все верующие, как чада одной матери, приветствуют друг друга праздничными лобзаниями и хором повторяют: "Воистину воскресе!" Тогда же, на первой утрене пасхальной, слышим радостное приветствие св. Златоуста - в кратком поучении его, приглашающем всех войти в радость Господа.

На Литургии особенно замечательно торжественное чтение высокого благовестил Иоаннова: В начале бе Слово, описывающего Божественную силу и славу Иисуса Христа. Оно читается по частям и таким образом сильнее запечатлевается в сердцах слушающих, а в соборных храмах провозглашается на разных языках - в знак вселенского торжества веры. Песнь "Христос воскресе из мертвых" и здесь часто повторяется в первой и последней частях Литургии и заменяет некоторые обыкновенные песни и чтения. Вечерня первого дня Пасхи, кроме торжественных песен Воскресения, имеет ту особенность, что на ней читается Евангелие, рассказывающее нам о вечернем явлении воскресшего Господа апостолам. Всякое главное богослужение на Пасху священник начинает и оканчивает, держа в руках крест, как знамя Победителя смерти. Все те же торжественные песни, звучащие в первый день, повторяются потом и в следующие дни Пасхальной седмицы, так что вся седмица представляется как бы одним торжественным днем.

Праздник, служащий предвестием Пасхи, есть Вербное воскресенье, неделя Ваий, или воспоминание торжественного Входа Господня в Иерусалим, бывшего за пять дней перед последней Пасхой ветхозаветной. Христианская Церковь встречает Спасителя своего со знамениями победы, победы не чувственной, а духовной, и потому: "И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!" (тропарь праздника).

Особенность богослужения праздника видна на утрени. Тогда священник освящает молитвой древесные ветви, и мы, приняв их из рук его, слушаем праздничный канон и поем его, вместе с этим помышляя об исполнении слов пророческих: Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дши Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна" (Зах. 9, 9).

Празднику Ваий предшествует Лазарева суббота - праздник воскрешения Лазаря. Это воскрешение можно почитать также предвестием славного Воскресения Христова, потому что в этом великом чуде ясно видна Божественная сила Спасителя. Церковь указывает на это значение воскрешения Лазаря, воспевая в этот день воскресные тропари ("Ангельский собор удивися") и песнь: "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу". В том же воскрешении указывается и образ нашего общего воскрешения, как учит церковная песнь: "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже" (тропарь тот же, что и в неделю Ваий).

За Пасхой следуют, как великие последствия ее, два высоких торжества Церкви: день Вознесения Господня и день Сошествия Святаго Духа. В первом видим отверстие неба для вхождения во Святая Святых истинного Первосвященника, а во втором - вследствие ходатайства этого Первосвященника - новое отверстие (раскрытие) небес к ниспосланию Всесвятого Духа на верующих.

В день Вознесения Господня Церковь возвышает сердца детей своих за Господом на небо, туда, где препрославлен и превознесен Искупитель наш по самому человечеству выше ангелов и всех горных сил. Церковь исповедует, что Им соединено земное с небесным и что прекращено только видимое присутствие Его на земле, а благодатью Своей Он всегда пребывает с верующими "неотступный и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы" (кондак праздника). В чтении Апостола напоминается нам на этот день и о будущем втором пришествии Господа: Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1, 11).

В день Пятидесятницы мы славим третье лицо Святой Троицы, в виде огненных языков нисшедшее на первенцев Церкви, апостолов, славим Бога Отца, от Которого вечно исходит Святой Дух, славим и Бога Сына, Которым ниспосылается Он верующим. Поэтому праздник этот и называется еще днем Святой Троицы. Высокое учение слышим в этот день в церковных песнях о Духе Святом: Он есть живот и животворящий, Свет и света Податель. Им познается Отец и прославляется Сын, Он разделяет дарования и венчает всех святых, Им просвещенные Апостолы сделались премудрыми ловцами душ человеческих, и Им призваны все в благодатное соединение. Чтение Апостола открывает нам величественное явление в горнице Сионской и первое действие Духа Божия во всемирных проповедниках (Деян. 2, 1-11), а Евангелие праздника гласом Самого Иисуса Христа призывает всех к источнику благодати, Им открываемому верующим: аще кто жаждет, да приидет ко мне и да пиет (Иоан. 6, 37). Весьма поучительно богослужение в день Пятидесятницы на вечерне, которая непосредственно соединяется с Литургией. Церковь в это время в первый раз после Великого поста преклоняет колена, и преклоняет троекратно, с молитвами св. Василия Великого. Мы молимся тогда, исповедуя грехи наши перед Отцом Небесным, и ради великой жертвы Сына Его просим помилования. Просим Господа Иисуса Христа даровать и нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ наших. Наконец, приносим молитву об усопших отцах и братьях наших, да упокоит Господь души их в месте светле, в месте покоя вечного.

К праздникам, следующим за Пасхой и связанным с нею, следует отнести и все воскресные дни от Пасхи до дня Святой Троицы. Все это время посвящено преимущественно славе воскресшего Господа. Поэтому Церковь в эти шесть воскресных дней отмечает события, свидетельствующие о Божественной силе и славе Спасителя и более всего утверждающие веру в Него.

В неделю святого апостола Фомы (первый воскресный день после Пасхи) воспоминается явление Господа этому ученику Его, прежде не поверившему словам других о воскресении Учителя. Неверие Фомы тотчас рассеялось, когда Воскресший показал Ему Свои раны крестные, и уступило место высокому исповеданию: "Господь мой и Бог мой!" Таким образом, это неверие еще более утверждает нашу веру и побуждает нас желать того блаженства, которое возвестил Сам Спаситель всем, с верою приемлющим благовестие апостолов: блажени не видевши, и веровавше.

В следующее воскресенье совершаем память святых жен-мироносиц, а с ними восхваляем Иосифа Аримафейского и Никодима, послуживших погребению Господа. Это прославление учеников и учениц Спасителя Церковь относит к славе Его Самого: воспоминая служения их Божественному погребению, она славит всемогущую силу, сокрушившую ад, и постыжает неверие иудеев, обличаемых столь многими свидетелями смерти и Воскресения Господня.

Следующие три воскресных дня посвящены прославлению трех спасительных дел Сына Божия, явивших в Нем врача душ и тел и просветителя их. Вот эти дела: исцеление расслабленного, беседа с самарянами и дарование зрения слепорожденному. Первым чудом, совершенным при купели Иерусалимской, мы приводимся к воспоминанию нашего духовного оживления в купели святого крещения. Второе чудо, открывшее источник живой духовной воды для самарян, учит нас утолять духовную жажду из того же источника. Третье чудо, явившее свет духовный телесным очам слепорожденного, проповедует, что просветитель - истинный один Господь и только во свете Его можно увидеть и нам свет.

После недели расслабленного, в среду, как на половине пятидесяти дней, совершается праздник Преполовения. Тогда вспоминается учение Иисуса Христа, предложенное Им народу в преполовение иудейского праздника Кущей (Иоан. 7, 14 и далее), и мы просим Господа напоить души наши водами благочестия (тропарь праздника). Есть обычай в этот день совершать водоосвящение.

В предшествующее дню Пятидесятницы воскресенье представляются новые достоверные свидетели Божественного Спасителя — Святые Отцы Никейского Вселенского Собора, сохранившие нам истинное учение Апостольское. Церковь, достойно почитая 318 вселенских проповедников Божества Христова, видит в них светила миру и благодарит Господа: "Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый и теми ко истинней вере вся наставивый!" (тропарь отцам).

Последствиями и повторением Пасхи можно почитать и все воскресные дни, следующие за Пятидесятницей. Каждое воскресенье слышим мы на утрени воскресное Евангелие (воскресных Евангелий 11: одно от Матфея, два от Марка, три от Луки и пять от Иоанна; начиная от недели Всех Святых ряд чтения продолжается в следующие недели, потом повторяется несколько раз в течение года) и воскресные песни, и на Литургии — такие чтения евангельские, в которых изложены самые поучительные притчи и деяния Господа нашего Иисуса Христа.

В первую неделю по Пятидесятнице совершается праздник Всех Святых, среди которых Церковь чтит, во-первых, мучеников, "принося их как начатки естества Насадителю твари" (кондак праздника), а потом и другие лики бесчисленных сынов Царствия Небесного, указывая в них ходоков пред Богом и образцы христианских добродетелей. Евангелие, читаемое тогда на Литургии, ублажает всех истинных исповедников Христовых (Мф. 10, 32 и далее).

Во вторую неделю совершается праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В следующую неделю начинается ряд великих уроков евангельских. Мы слышим, как Господь, ищущий нашего спасения, призывает апостолов и, проходя с ними города и селения, везде проповедует Евангелие Царствия, подтверждая проповедь спасительными чудесами (Мф. 4, 18 и далее). Потом (в последних неделях) излагается учение евангельское то в прямых наставлениях, то в притчах, то, наконец, в описании чудесных дел Божественного Учителя.

Значимые даты