О суточном Богослужении Господнем

Молитва есть существенная и всегдашняя потребность благочестивой христианской души: это ее пища, которой она питается и укрепляется в духовной, благодатной жизни. Святая Церковь, зная эту потребность, издавна позаботилась предупредить ее, приготовив для нас на каждый день обильную духовную трапезу молитв в своих повседневных службах. Принявши от Апостола заповедь непрестанно молиться и постоянно упражняться во псалмах и пениих и песнях духовных, и, без сомнения, подражая примеру самих апостолов, Церковь через предстателей и посредников своих - святых и великих пастырей и Отцов первых веков христианства, дышавших еще во всей полноте и чистоте духом Апостольским, - отделила в суточном периоде времени известные часы, избрала псалмы, дала молитвы и составила из них службы, определила образ и порядок чтения и пения и таким образом передала нам полную систему, или круг суточного повседневного богослужения.

Не простой произвол руководил богомудрыми составителями служб церковных в определении их круга. Не случайно и не без разбора избраны ими часы богослужебные и составлены на них службы: напротив, они здесь явили великую мудрость и опытность в деле духовного совершенствования и точную сообразность с потребностью благочестивой души. Цель, которую имели они в виду, есть та, чтобы постоянно сохранять, питать и возвышать в душе благочестивые, благодарственные чувствования к Богу, Творцу и Искупителю нашему, всегда сохранять в памяти христиан особенные благодеяния Божии и великие события христианства, ежедневно поучать нас главнейшим истинам веры и постоянно внушать важнейшие правила христианской нравственности.

Сообразно с этой целью избраны для повседневного богослужения или такие часы, которые преимущественно, по самому естественному долгу, прилично посвятить на благодарственную молитву к Богу, каковы первые и последние минуты дня; или такие, которые ознаменованы чрезвычайными благодеяниями Божиими, например часы, в которые страдал Господь наш и приносил Себя Самого в жертву за нас; или часы особенно благоприятные для занятия богомыслием и учением, каковы утренние часы; или, наконец, часы, в которые почему-либо именно нужно и благовременно внушать известный урок догматический или нравственный, таковы — вечер и полночь.

Таким образом, как в Церкви Иудейской были жертвы утренние, дневные и вечерние (Исх. 29, 39), и пророк Давид вечер, заутра и полудне (Псал. 54, 18) приносил благодарственные молитвы Богу, так и наша Церковь установила службы утренние, дневные и вечерние. Три времени посвятила она Богу утром: полночь, время до рассвета, час первый по рассвете. Три времени днем до полудня: час третий, время перед обедом, час шестой. Три времени вечером: час девятый, время перед заходом солнца и вечернею трапезою, время после захода солнца. Древность этого установления доказывается писанием первых веков христианства. Между заповедями Апостольскими есть следующая: "Молитвы творить утром, и в третий час, и в шестой, и в девятый, и вечером...". Отсюда девять повседневных служб.

1. Полунощница. Самое название показывает, что в этой службе Церковь узаконила будить нас от сна в самую полночь. В полночный час для христианина всего благовременнее и потребнее молитва. Полночь граничит между двумя суточными периодами, оканчивает старый и начинает новый день. В полночь вся природа особенно безмолвствует и покоится беспечно, почему и тяжелая плоть наша особенно любит тогда предаваться сну, между тем как когда-то именно Господь сказал апостолам: бдите и молитеся... (Мф. 24, 42). Ибо полночной) беспечностью и сном преимущественно пользуется лукавый враг наш, чтобы, овладев душою нашею, сеять в ней свои плевелы. Полночь будет то время, в которое Господь наш, по обещанию, придет на землю сотворить страшный суд Свой. Полночь была и тогда, когда Господь наш перед страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота и когда лесть и измена пришли с лукавым лобзанием и предали его на распятие. Как же спать и не молиться в такой важный час?!

2. Утреня. Она следует непосредственно за полунощницей и должна оканчиваться с рассветом. Утро есть самое лучшее время суток для тела и души. После сна тело обретает свежие силы, получает бодрость и легкость. И душа утром бывает особенно свежа, легка и более способна возноситься умом и сердцем к небу и заниматься размышлением. Какое же время лучше для молитвы, богомыслия и учения? И кому приличнее посвятить это время, как не Тому, Чей есть день и Чья ночь, Кто подает нам и свет солнечный и благотворный сон под покровом ночи?

3. Час первый. С окончанием утрени восходит солнце и наступает день. Самый естественный долг благодарности требует посвятить начаток дня Богу, освятить весь день и с помощью Божиею пойти на дела дневные. Притом в этот час злоба поспешила встать и привести Господа нашего Иисуса Христа на беззаконный суд к Пилату. Как же душе христианской в этот час не поспешить к Господу с любовью и усердною молитвой? Первый час дня, по счету церковному, начинающемуся с восхода солнца, соответствует нашему седьмому часу утра.

4. Час третий. В третьем часу (девятом утра) Господь был предан на распятие, был бит и поруган, оплеван и замучен. В этот же час Дух Святой сошел на апостолов, когда они были собраны для общей молитвы. Как же естественно и в этот час благодарно вспомнить Искупителя рода человеческого и молитвенно воззвать к Богу, чтобы благость Святого Духа осветила и освятила наши темные и нечистые помыслы и пожелания и помогла нам во всех делах наших.

5. Литургия (обедня). Это есть важнейшая и святейшая служба в нашей Церкви, отправляемая ежедневно для воспоминания великой тайны искупления, совершенной смертью Господа и Спасителя нашего, и для таинственного соединения с Ним верующих в Святой евхаристии (греч. "благодарение"). Служба Божественной литургии передана нам Иисусом Христом и должна отправляться постоянно, по слову апостола, до второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). Как сокращенное изображение целой жизни Спасителя и всей истории Божественного домостроительства о нашем спасении, Литургия есть как бы целая, хотя и краткая догматика святой веры нашей. Поэтому, если когда и благопотребна, молитва для христианина, то преимущественно в час совершения Божественной Литургии. И если специально и назидательно быть всегда на богослужении, то преимущественно спасительно быть на этой службе. Время для Литургии Уставом нашим положено между третьим и шестым часами (т.е. между девятым и двенадцатым часами). Это то самое время, в которое заклался Агнец Божий на Голгофе. Когда не бывает Литургии, например в некоторые дни Великого поста, или когда кто не может быть и а Литургии, в таком случае она заменяется особой краткой службой, состоящей из псалмов, входящих в состав обедни.

6. Час шестой. К этой службе Церковь зовет нас перед обедом. В этот самый час Господь распят был для нашего спасения. Как не провести его в благоговейном и молитвенном расположении души, стоя мысленно как бы перед самым крестом нашего Спасителя?

7. Час девятый. После полуденного отдыха Церковь призывает нас на молитву в девятом часу, соответствующем нашему третьему по полудни, для воспоминания последних минут Спасителя на кресте. В этот час самая бесчувственная тварь сочувствовала страждущему Господу, и разбойник исповедал Его Господом и Царем. Не в этот ли час следует предстать нам пред Господом и молить Его, чтобы Он помянул и нас во Царствии Своем?

8. Вечерня. Она совершается незадолго до захода солнца. В продолжение дня могло быть с нами много хорошего или плохого, мы могли или благоугодить чем-либо Богу, или оскорбить Его грехами своими, могли иметь успех в делах или неудачу. Как хорошо в этот час предстать Господу с благодарственной молитвой или с покаянием в своих грехопадениях!

9. Повечерие. Приближается ночь. Уставшая плоть, равно как и душа, требует покоя. Но душе покой в Боге. Как благовременна молитва при наступлении сна! К ней призывает Церковь после вечерней трапезы, на повечерие, чтобы молить Бога о сохранении тела во время сна, временной смети и об избавлении души от мрачного сна греховного. Накануне больших праздников бывает всеношное бдение. Оно не есть особая служба, а есть соединение вечерни с утреней. Начинаясь через некоторое время по заходе солнца, оно в древности продолжалось до самого рассвета.

Из-за неудобства для людей, занятых работой, собираться на каждую из этих служб отдельно или совершать их дома порознь Святая Церковь сделала снисхождение и положила звать нас в храм только три раза и молиться, объединив несколько служб вместе. Так, полунощница, утреня и первый час совершаются одна за другой вместе. Часы третий и шестой читаются каждый раз перед Литургией. Час девятый, вечерня и повечерие поются одно за другим непрерывно.

Значимые даты