Обряды

Православные Таинства имеют как внешнюю (обрядовую), так и внутреннюю (духовную) стороны.

Обряд представляет собой видимое обрамление невидимого действа. Всякое священнослужение требует своего времени, своего места и порядка, своей обстановки, т.е. обряда. Священник и философ Павел Флоренский писал по этому поводу: "Таинство опаляло бы личность, если бы не имело около себя своего обряда... Обряд необходим как путь восхождения к святыне... Обряд есть лестница Иаковля, по которой восходит и нисходит человеческое разумение от дольнего к горнему и от горнего к дольнему...".

Строго говоря, для обрядов не существует определенных границ: обряд, начинаясь Таинством, "нисходит, ветвясь и расчленяясь, в жизнь храмовую, отсюда - в прихрамовую, затем в быт, в строение культуры и далее... в недра земные, в жизнь космическую... Захватывая в себя всю тварь, все бытие, самые стихии..."*.

Некоторые обрядовые действия, как, например, троекратное погружение в воду с призыванием Имени Святой Троицы в крещении, возложение рук в хиротонии и др., неотъемлемы от соответствующих Таинств.

К основным обрядовым действам относятся:

1) напутственные молитвы;

2) освящение жилища и всего другого;

3) Агиасма Иордань (наименование святой воды, освящаемой накануне праздника Богоявления);

4) освящение куличей, яиц, фруктов;

5) крестные ходы;

6) освящение артоса (хлеба квасного, в противоположность иудейским опреснокам), колива (кутьи, приготовляемой из вареной пшеницы с медом) и др.

Значимые даты