Памяти Святых

Христос избрал 12 лиц, называемых апостолами, для распространения Его учения. Они были Его постоянными спутниками и учениками и после Его распятия и Воскресения стали во главе Христианских общин. Самостоятельная деятельность этих апостолов начинается со дня сошествия на них Святого Духа, первоначально в Иерусалиме. В честь апостолов установлены также праздники, они восходят к отдаленной христианской древности.

Праздники в честь святых, апостолов, предстателей перед Богом подробно не описываются, а только указывается дата, когда отмечается это событие. Эти праздники менее значимы и чтимы, чем Великие Господние и Богородичные праздники, но желательно о них знать, а верующим посещать церковь в дни этих празднеств.

Православная Церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих, восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божиему, Которому они благоугождали на земле своею жизнью.

Чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов. Но Святое Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога - "Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4, 10).

Церковь не возбраняет воздвигать надлежащее почтение верным слугам Бога. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь вместе с тем призывает их в молитвах - не как богов, могущих помогать нам своею собственною силою, а как предстателей наших перед Богом.

Церковь всегда учила призывать святых с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом.

Принятие христианства повело за собой овладение церковным календарем. Почитание святых, каждому из которых посвящался какой-то один день, а некоторым и более дней в году, помогли аграрному календарю. Дни памяти святых и сами святцы послужили своеобразной канвой и вехой для выполнения сельскохозяйственных работ русскому крестьянину, его своеобразным дневником.

Каждый день народного календаря по церковным святцам обозначается именами святых, святителей, мучеников, пророков, апостолов и так далее. Со временем в народе эти святые получили бытовое осмысление, имена их упрощались, были более доступными, а часто к этим упрощенным именам присоединялись и прозвища, которые характеризовали погоду, работу или быт людей в данное время.

Часто эти имена использовались народом как знаки-приметы. Например: "Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть"; Аксинья - 6 февраля (24 января по ст. ст.); Ирина (Орина)- рассадница - в это время высаживали рассаду; Елена (Алена)- льняница - "Сей лен на Алену"; Мария (Марья)-пустынница - пустые щи, к этому времени кончается запас капусты; Феодул переименован в Федула - "На Федула растворяй оконницу" и тому подобное.

Многообразная обрядовая культура, возникшая на основе трудовой деятельности человека в древности, полностью не сдавала своих позиций. После введения христианства языческая старина тесно переплелась и смешалась с христианской обрядностью.

В Православной Церкви установлено семь таинств. Таинствами называются церковные молитвы и священные действия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого.

Таинства: крещение, миропомазание, причащение, или евхаристия, покаяние (Исповедь), елеосвящение (соборование), священство, брак (венчание).

Значимые даты