Посты

Блюда в православный пост

"От чревообъядения - жестокость сердечная, сон, леность, многословие, смехотворение... Пост же - молитвы чистота, души светило, уму хранило, окаменению разорение, сну легкость, здравие телу" (Иоанн Лествичпик).

Пост существовал еще в Ветхом Завете. Посты были учреждены христианской церковью с целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Соблюдать пост - это значит не есть скоромного (молочной и мясной пищи), говеть - постовать, постничать, поститься, т. е. соблюдать ряд пищевых запретов и другие ограничения. Пост основан на примере Иисуса Христа, постившегося 40 дней в пустыне. Пост пришел в Россию вместе с христианством, отсюда берет начало то особое уважение к посту, которое существовало ранее в Русской Церкви и в русском народе.
 
В прошлом государственное законодательство на Востоке и Западе покровительствовало постам. На дни Великого поста резко ограничивались всякие зрелища, игры, закрывались бани и мясные лавки. К этому времени приурочивались всевозможные благотворительные мероприятия. На период поста даже рабовладельцы освобождали рабов от работ, а некоторых отпускали на свободу.
 
На протяжении многих веков люди видели во временном голодании большую пользу. Медики, изучавшие опыт предков (голодание, диеты), подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека: свидетельством этому является также то, что предки наши были люди сильные, здоровые и крепкие.
 
А в народе говорят: "Что человек ест, таков он и есть", "Никто с поста не умирает", "Великий пост всем прижмет хвост", "Великий пост как узлом затянуло", "Пост - не мост, не объедешь", "Кто все четыре поста постится, за того все четыре Евангелиста" и подшучивали: "Все посты постимся, а никуда не годимся".
 
Но посты строго соблюдались. Даже знаменитый Пифагор посвящал учеников в тайны своей философии только после того, как они постились. Исповеди (покаяние в ошибках, заблуждениях, грехах) всегда предшествуют посты.
 
Пост в Православной Церкви не есть голодание, а воздержание в пище, не цепь, а только средство для достижения поста духовного, который в совокупности с постом телесным является благоприятной жертвой, угодной Богу.
 
Посты Православной Церкви разделяются на многодневные и однодневные.
 
Многодневные посты - Великий, Рождественский (или Филиппов), Петров, Успенский.
 
Великий пост. Пост начинается в понедельник на следующий день по окончании Масленицы - масленичного заговенья — и длится шесть предпасхальных недель, переходя в Страстную седмицу, накануне Пасхи. Сырная седмица (Масленица) - неделя перед Великим постом.
 
Суть Великого поста заключается в том, что православные христиане посредством говения (т. е. воздержания в пище, напитках) молитв и покаяния подготавливаются к встрече Светлого Христова Воскресения - Пасхи.
 
Особенно строгий пост должно соблюдать в первую и последнюю недели Великого поста, когда благословляется сухоядение, а некоторые христиане не вкушают пиши от одного до трех дней. В старину к этому времени зима уже изрядно подбирала все, особенно мясные припасы. Переход на пост совершается постепенно: Масленице предшествовали недели, носившие названия сплошных и пестрых. Рыбу ели только в Благовещение да в Вербное воскресенье.
 
Рождественский пост. Длится 40 дней - с 28 ноября по 6 января и предшествует Рождеству Христову. Другое название его - "Филиппов пост", в просторечье - Филипповки, так как в день его начала, 27 ноября, празднуется память святого апостола Филиппа. По правилам воздержания он схож с Петровым постом. Строгость его усиливается со 2 января, т. е. в дни празднества Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, в Сочельник.
Рождественский пост или другое его название "Филиппов пост"
 
Петров пост. Пост апостолов Петра и Павла, I называемый Петровым, или Апостольским. Петров пост идет по церковному календарю вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня - 50 дней после Пасхи - заканчивается 11 июля (28 июня по ст. ст.), в канун дня апостолов Петра и Павла.
 
Успенский пост. Пост в честь Успения Пресвятой Богородицы начинается 14 августа, заканчивается в канун дня Успения Пресвятой Богородицы 27 августа (14 августа по ст. ст.). В народе его называли Госпожинки. По строгости пощения он приближается к Великому посту, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня.
 
Однодневные посты - пища употребляется с растительным маслом. Кроме основных постов, постятся по средам и пятницам в течение всего года в память о предательстве и распятии Господа, в Крещенский сочельник, в День усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября, Воздвижения Креста Господня 27 сентября. Не постятся в Светлую седмицу (неделя после Пасхи); в неделю Пятидесятницы; в Святки (от Рождества Христова до Богоявления, кроме Крещенского сочельника); в Сыропустную неделю, мытаря и фарисея.
 
Предусмотренные Церковью посты не только восстанавливают здоровье, но и способствуют духовному, нравственному очищению. Посты, по словам служителей Церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. И в настоящее время Церковь обращает внимание не столько на воздержание от пищи, сколько на духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, тщеславия, высокомерия, надменности, различных искушений.
 
Необходимо воздерживаться от всякого рода развлечений, вечеринок, танцев, рассказывания анекдотов, сквернословия и т.п. "Ошибается тот, кто считает, что пост в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение прихотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления" (Иоанн Златоуст).
 
Но иногда в глубокую старину христианский пост предусматривал полный отказ от пищи на несколько недель (около 40 дней). Сегодня известно, что это предельные сроки физиологического голодания. Две тысячи лет тому назад Иисус Христос убеждал страждущих в необходимости прибегнуть к очищению души и тела от грехов и болезней через пост.
 
Философия христианского поста актуальна и сегодня.
 
Итак, в Православном церковном календаре около 200 дней занято постами, и соблюдение их было и есть обязанность каждого верующего, кроме больных, рожениц и детей.

Значимые даты