Пятьдесятница - День Святой Троицы

Праздник Пятидесятницы отмечается через 50 дней после Пасхи. Мы уже говорили, что в Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из Египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона - десяти заповедей на Синайской горе; как и в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, "исхода" людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием "нового Закона", сошествием Святого Духа на учеников Христовых.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго...
Деяп. 2. 1-4

Апостолы получили силу "свыше" и начали проповедовать и свидетельствовать об Иисусе как о воскресшем Христе, Царе и Господе. Этот момент обычно называют рождением Церкви.

В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляются полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению. В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над 12 апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ "космоса" - мира. Это и есть первый образ "апостольской" Церкви.

В день Пятидесятницы завершилось дело спасения, поэтому 50-й день становится началом новой эры, выходящей за пределы нашего мира. И само это число как в иудейской, так и в христианской традициях обозначает вечную и небесную полноту: семь, умноженное на семь, плюс один.

Пятидесятница еще называется "апокалиптическим днем" (т.е. "днем последнего откровения"), или "эсхатологическим днем" (т.е. "днем полного конца"), потому что, когда приходит Мессия и приближается День Господень, наступают "последние дни", в которые, "говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть" (Дели. 2, 17; Иол. 2, 28-32). Это древнее пророчество вспоминается апостолом Петром в его первой проповеди в день Пятидесятницы.

Божественная Литургия в этот день напоминает нам о нашем крещении и опять вместо "Трисвятого" поется крещальное песнопение из Послания к Галатам. Обычные антифоны тоже заменяются соответствующими празднику стихами из псалмов. В апостольском и евангельском чтениях говорится о нисхождении Духа к людям. В кондаке поется о действии Божием, противоположном вавилонскому разделению языков: в Пятидесятницу Бог объединяет народы единством Духа. Тропарь провозглашает уловление всей вселенной в сеть Божиго работой вдохновенных апостолов. В первый раз после Пасхи поются молитвы "Царю Небесный" и "Видихом Свет Истинный", призывая Святого Духа "приити и вселитися в ны" и провозглашая, что мы "прияхом Духа Небесного". Храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как "жизни Податель", чтобы обновить всю тварь.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы я влей (т.е. соделавший мудрыми рыбаков), ниспослав им Духа Святаго, и теми у ловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе.
Тропарь

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда жe огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа.
Кондак

На Великой вечерне читаются три длинные молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклоняют колени.

Понедельник после Пятидесятницы - это праздник Святого Духа, "Духов день"; а следующее воскресенье - праздник Всех Святых. Такая литургическая последовательность вполне логична, потому что Святой Дух проявляется в людях, освящая их, что и является главной целью сотворения и спасения мира: Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят (Лев, 11, 44-45; 1 Петр. - гл. 1; 15-16).

Значимые даты