Страстная неделя

В Православной Церкви последняя неделя жизни Христа называется "Страстная неделя". О каждом ее дне в богослужебных книгах говорится как о "великом и святом", и в каждый из них во всех церквах совершаются особые I службы. И в это время вся мирская жизнь прерывается для верующих, "восходящих с Господом в Иерусалим".

В Страстной понедельник Церковь дает нам для размышления образ "бесплодной смоковницы", осужденной Христом. Вторник посвящен теме "мудрых дев", которые, в отличие от своих неразумных сестер, были готовы к приходу Господа. В среду наше внимание обращается на "раскаявшуюся блудницу". Служба подчеркивает разницу между спасенной грешной женщиной и погибшим Иудой, избранным апостолом: первая отдает свое богатство Христу и целует Его ноги, другой же за деньги предает Христа поцелуем.

В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, в особенности полагается прочитать все четыре Евангелия до начала Страстей Господних во время служб часов. Ветхозаветные же чтения берутся из Книг Исхода, Иова и пророков. Можно сказать, что общей темой первых трех дней Страстной недели является конец мира и суд Христов. Их утрени обычно служатся поздно вечером, и на них поется особый проникновенный тропарь:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща (т.е. которого Он найдет бодрствующим): недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (т.е. нерадивым). Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Более, Богородицею помилуй нас.

Всенощная накануне Великого четверга посвящена исключительно Тайной Вечере, за которой Христос повелел, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его преломленного Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов. Кроме того, в литургическом центре этого дня также находятся предательство Иуды и умовение Христом ног Своих учеников. Иногда, в кафедральных соборах, после Литургии епископы совершают особый обряд умовения ног священникам.

...Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...

Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.

В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его страстях.

Вечерня Великой пятницы ("Вынос Плащаницы") посвящается погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня, но по своему смыслу она уже относится к Великой субботе и становится как бы первой ее службой.

Перед ее началом в середине Церкви устанавливается возвышение - "гроб", украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения "Свете тихий" читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. "Апостол"* читается из первого Послания к Коринфянам, и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и "Аллилуйи" заимствованы из пророческих псалмов, уже слышанных нами раньше.

Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий
Пс. 21, 18

Боже, Боже Мой, вонми Ми, всякую оставил Мя еси
Пс. 21, 1

Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней
Пс. 87, 6

После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле. Затем после "Отче наш", во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает Плащаницу на гроб.

Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (т.е. благовониями) во гробе нове покрыв, положи.

Тропарь Великой субботы

В некоторых церквах после вечерни поется Повечерие, или так называемый "Плач Пресвятой Богородицы".

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения "Бог Господь...", тропаря "Благообразный Иосиф..." и следующих тропарей:

Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся силы небесный взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична (т.е. миро, благовоние, подобает мертвым), Христос же истления явися чужд.

Потом поется 118-й псалом с припевами или стихами новозаветных песнопений, называемыми "непорочные". Мы уже упоминали, что этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа, как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божиих и Кто поэтому не может остаться мертвым. А "непорочные" прославляют Христа Бога, как "Воскресение и Жизнь", и дивятся Его смиренному нисхождению в смерть. В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку. И именно эту божественно-человеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя... Постепенно "непорочные" делаются все короче, все более сосредоточиваясь на конечной победе Господа, и так подходят к полному своему завершению:

Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение Мое есть.
Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения.
Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне.
Излияша па гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя.
Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв.
Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (т.е. воскресением) Твоим.
Пс. 118.174-176 и соответствующие этим стихам "непорочные"

После прославления Св. Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. В это время священник совершает каждение. Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в воскресении Христовом.

Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть. Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота - воистину есть самый "благословенный седьмой день", когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, "через Которое все начало быть", лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

Сия суббота есть благословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

И снова канон завершается конечной победой Христовой:

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя.

Во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя "Трисвятую песнь", верующие с зажженными свечами следуют за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением "жизни мира" в смерть.

Когда верующие опять входят в храм, еще раз поются тропари и читается пророчество Иезекииля о "сухих костях":

И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете...

Победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных, а также многократное пенис "Аллилуйя" сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: "Пасха наша, Христос, заклан за нас". Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз и, после ектении и благословения, утреня заканчивается.

Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они - не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения - глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.

Церковь не притворяется, что не ведает о дальнейших событиях. Она не горюет и не плачет над Господом, зная, что сама рождена из Его пронзенного ребра и из глубины Его гроба, но созерцает и провозглашает победу и воскресение Христа во время всех этих служб. И только в свете победного Воскресения можно истинно понять, оценить и восславить глубочайшее божественное и вечное значение страстей и смерти Христовых.

* * *

Вечерня Великой субботы служится вместе с Литургией свт. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. Начинается она обычным образом - с вечернего псалма, ектении, песнопений, следующих за 140-м псалмом и Входом под пение вечерней песни "Свете тихий". Священник служит не перед престолом в алтаре, а стоя перед Плащаницей в центре храма.

После вечернего Входа, совершаемого с Евангелием, читаются 15 отрывков из Ветхого завета. Во всех них говорится о деле творения и спасения мира Богом, которое было завершено приходом обещанного Мессии. Кроме чтения о сотворении мира из Книги Бытия и об исходе евреев из Египта из Книги Исхода, читаются отрывки из пророчеств Исайи, Иезекииля, Иеремии, Даниила, Софонии и Ионы, а также из Книг Иисуса Навина и Царств, перемежаемые дважды песнями Моисея и трех отроков Вавилонских.

Вместо "Трисвятого" поется крещальный стих из послания апостола Павла к Галатам: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя".

Апостол Великой субботы - обычное крещальное апостольское чтение (Рим. 6, 5):

Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...

Потом Царские врата закрываются, и священник с прислужниками меняют свои темные страстные облачения на белые пасхальные, тогда же меняются и завеса на Царских вратах, и все покровы (на престоле, жертвеннике, аналоях и т.п.). Эти перемены и переоблачения, символизирующие триумф Христа над грехом, дьяволом и смертью, происходят во время пения стихир 82-го псалма:

Воскресни, Боже, Судия земли, яко Ты наследишь во всех языцех (т.е. ибо Тебе принадлежат все народы).

После торжественного пения стихир, к которым часто добавляется песнопение, прославляющее Христа как Новую Пасху, закланную Живую Жертву, Агнца Божия, берущего грехи мира, священник выходит из алтаря, чтобы Объявить над гробом Христовым радостную весть Его победного торжества над смертью и Его повеление апостолам:

...Научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...
Мф. 28, 19-20

Божественная Литургия продолжается в сиянии победного разрушения смерти Христом. Следующая песнь заменяет "Херувимскую":

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (т.е. в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельскии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрылатии серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя.

Восста яко спя (т.е. как бы от сна воспрянул) Господь, и воскресе спасаяй нас.

Божественная Литургия завершается причащением Тому, Кто в человеческом теле лежит мертвым, и в то же самое время восседает на Престоле по правую руку Отца; Тому, Кто будучи Творцом жизни мира, уничтожает смерть Своей животворящей смертью. Его гроб, который по-прежнему стоит в центре храма, называется в Литургии "источником нашего Воскресения".

Первоначально Литургия Великой субботы была пасхальной крещальной Литургией, но и теперь она остается для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и Воскресения с Господом.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти
Рим. 6, 8-9

Христос лежит мертвым, но Он жив. Он уже "попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот". И нам больше ничего не остается, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьет начало Дня Господа нашего и придет эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с ангелом:

Он воскрес: Его нет здесь. Вот место, где Он был положен
Мк. 16, 6

Значимые даты