Всенощное бдение

Всенощное бдение начинается так: отверзаются царские врата, и священник, стоя пред престолом с кадилом в руке, возглашает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Певчие отвечают: Аминь. Потом, предшествуемый диаконом с зажженною свечою, обходит всю церковь и кадит иконы и людей. В это время на клиросе поют 103-й псалом: "Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси".

По окончании этого пения царские врата закрываются и произносится великая ектения, в которой молящиеся просят Господа о своих нуждах. Затем поют избранные стихи: "Блажен муж...", "Господи, воззвах к Тебе...", священные песни, называемые стихирами, Богородичен или Догматик, посвященный тайне явления в мир Богочеловека. По окончании пения начинается Вход, после которого поется хвалебная песнь в честь Господа Иисуса Христа "Свете тихий..." и говорятся две ектении: сугубая и просительная. Вечерня заканчивается молитвами: "Ныне отпущаеши..." и "Богородице Дево, радуйся...".

На вечерне вспоминаются времена ветхозаветные, начиная с сотворения мира. Пением псалма "Благосло- ' ви, душе моя, Господа" выражается прославление человеком Творца вселенной. Открытие царских врат напоминает блаженство первых людей. Закрытие их - грехопадение и изгнание их из рая. Вход напоминает обетование о пришествии Иисуса Христа на землю для возвращения людям входа в Царство Небесное. Молитвы "Богородице Дево, радуйся ..." и "Ныне отпущаеши..." указывают на исполнение обетования о Спасителе. На великие праздники в конце вечерни бывают лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.

Утреня начинается кратким славословием, воспетым ангелами ночью при рождении Христа Спасителя "Слава в вышних Богу" и напоминающим нам это событие. Затем читается шестопсалмие или шесть избранных псалмов Давида (3, 37, 62, 87, 102, 142), произносится великая ектения и поется краткая песнь о явлении Иисуса Христа в мир: "Бог Господь и явися нам; благословен Грядый во имя Господне". После сего читаются кафизмы или небольшие отделения из Псалтири, состоящие из нескольких псалмов, и торжественно поются хвалебные стихи: "Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуйя. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуйя. Исповедуйтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, аллилуйя. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его, аллилуйя". Стихи эти выражают прославление милости Божией, явленной во спасение нам. При пении стихов царские врата отверзаются и бывает каждение по всему храму в знак благоговения к Богу и святым Его. В воскресные дни поются песни в честь воскресения Христова, а в праздники - величание. Затем читается Евангелие и бывает поклонение перед Евангелием или перед иконой праздника. Все это, начиная с пения хвалебных стихов, называется полиелеем, что значит "многомилостивое". По известному правилу или образцу. Великое славословие начинается так: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". В нем выражается прославление Господа Иисуса Христа.

К утрене присоединяется первый час, который оканчивается победной песнью в честь Богородицы: "Взбранной Воеводе победительная".

Некоторые пояснения к написанному. Ектения - это молитвословие, состоящее из нескольких прошений, после каждого из которых поют "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". Ектения произносится от лица верующих священником или диаконом. Каждая ектения оканчивается особым возгласом священника. Различают четыре вида ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Великая заключает в себе наибольшее число прошений. Малая есть сокращение великой. Молитвенные прошения сугубой ектении заканчиваются троекратным пением "Господи, помилуй". После просительной ектении поют "Подай, Господи".

Слово "лития" значит "общее, народное моление". В древности оно совершалось в притворе с оглашенными, т.е. не крестившимися еще. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея совершалось в середине всенощного бдения. По благословении все это раздавалось присутствующим для подкрепления сил на продолжительное стояние и в воспоминание насыщения Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами.

Значимые даты