11 Июня

Православный календарь

Мц. Феодосии девы, Тирской (307-308); блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494); прмц. Феодосии девы (730). Иконы Божией Матери, именуемой "Споручница грешных".

Мученица Феодосия. Исторические хроники ничего не сообщают нам о детских годах святой Феодосии. Только в житии ее говорится, что, достигнув отроческого возраста, девушка осиротела. Раздав бедным и нищим доставшееся ей имущество, она поступила в женский Константинопольский монастырь, носивший имя святой Анастасии.

В монастыре она показала себя истинной христианкой: особо свято чтила Богоматерь и святую Анастасию. Оставленную ей в наследство часть денег употребила в оплату за написание для монастыря новых икон Божией Матери и мученицы Анастасии.

В 717 г. на престоле воцарился жестокий и коварный император Лев Изавр. Благочестивая жизнь в монастыре нарушилась, поскольку начались гонения против иконопочитания. Стремясь сломить сопротивление христиан, император издал указ, требующий уничтожения икон по всей Византии. Особенно жестоким репрессиям подверглись храмы и другие христианские сооружения, а также предметы почитания в самой византийской столице.

В Константинополе наиболее почитаемыми были ворота, называвшиеся "Медные". За ними более 400 лет стоял образ Иисуса Христа, считавшийся главной святыней города. В 730 г. патриарх-иконоборец велел снять этот образ Спасителя. Узнав об этом распоряжении, монахини женского монастыря заволновались. Инокиня Феодосия в сопровождении нескольких верных единомышленниц бросилась на защиту "Медных ворот". Монахини опрокинули лестницу, на которую уже взобрались служители патриарха, пытаясь исполнить его повеление.

Патриарх доложил о бунте монахинь Анастасьевского монастыря императору. Тот прислал отряд воинов. Вооруженные мечами солдаты набросились на беззащитных женщин и многих перебили, а Феодосью, как зачинщицу бунта и самую ревностную почитательницу икон, схватили и заключили в темницу. Целую неделю ее пытали и истязали, добиваясь признания ею императорского указа и патриарших повелений об истреблении икон. На восьмой день Феодосию, лишившуюся сил, но не сломленную духом, солдаты поволокли по городу, избивая палками. По дороге под их ударами она скончалась.

Народным календарь

Феодосья - колосяница, гречишница.

Почему-то день памяти мученицы Феодосии считается в народном календаре несчастливым: "День Феодосьи стоит всех понедельников".

Приметы и наблюдения. По времени день памяти мученицы совпадает с колошением ржи на обширных пространствах средней полосы России. Говорили: "Феодосья - колосяница — хлеб (рожь) колосится". "Пришла Федосья - во ржи колосья". Эту фразу крестьяне произносили с удовольствием, зная, что уже приблизился день, когда на крестьянском столе появлялся первый ржаной каравай, испеченный из муки нового урожая.

С началом колошения ржи крестьянки принимались понемногу подкармливать хлебом коров, чтобы прибавились удои, хотя почти в каждой семье он был уже почти на исходе. Но дружное колошение озимых посевов указывало на близость сроков новой жатвы и величину будущего урожая, так что можно смело распоряжаться старыми хлебными запасами. По цвету ржи гадали о цене хлеба: если рожь начинает цвести снизу - будет, якобы, низкая цена на хлеб, если с середины - средняя.

Старики говорили: "Хлеб поспевает из закрома в закром в восемь недель. Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, а две недели подсыхает".

Рожь для крестьянина была основным хлебом и оборачивалась не только сытными и вкусными коврижками. Из нее к празднику готовили терпкое и хмельное пиво. Ржаной соломкой набивали тюфяки, и она служила незаменимой постелью. Из нее плели шляпы, занавески на окна.

Вот почему, учитывая универсальное значение ржи для России, крестьяне не могли оставить ее без своего святого покровителя. Издревле выбрали русские крестьяне "аржаному полю" достойную благодетельницу - святую преподобную мученицу из Константинопольского Анастасьевского монастыря. Именно ржи - мудрому и надежному хлебному растению назначена была святая покровительница. У пшеницы, например, нет своей святой, у древнего, не боящегося ни зноя, ни стужи ячменя - нет, а у ржи - Феодосья-колосяница.

Суеверия и обычаи. Во время колошения ржи прыгать и скакать было нельзя: земля "была тяжела", а когда заколосились хлеба, молодежь отправлялась в поле величать рожь: "Расти, расти, трава, к лесу, а рожь к овину". Рожь говорит: "Колошусь!", а мужик: "Не нагляжусь!"

Тучность колоса на ржаном поле определяла общее благополучие крестьянского хозяйства. Если выдавался тощий колос, корили святую Феодосью: "Нет тебе дела, Феодосья, обирать чужие колосья". Ибо известно было: "У кого колос, у того и голос".

Таким образом, в делах с рожью все надежды возлагались на милость святой Феодосьи.

Именины. Иван. Федосья. 

Значимые даты