12 Июня

Православный календарь

Прп. Исаакия исп., игум. обители Далматской (383).

Прп. Исаакий Далматский. В юности он принял иноческий постриг, удалился в пустыню и долго жил там, окруженный разными ядовитыми тварями, в частности змеями. Ему приходилось, оберегая свою жизнь, постоянно держаться настороже и приспосабливаться к суровым условиям уединения.

Неизвестно, как закончилась бы иноческая жизнь Исаакия, если бы при императоре Валенте в 364 г. не началось новое гонение на Христа. Противники Христова учения опять стали разрушать храмы и осквернять святыни. Исаакий, узнав об этом, покинул пустынное убежище и пришел в Константинополь. Он решительно выступил в защиту христианских духовных и культурных ценностей и в своих страстных исповедях предсказал нечестивому богоотступнику Валенте позорное поражение и гибель в близко ожидавшейся войне. Рассерженный император велел схватить проповедника и заточить в темницу. Но Исаакий не унимался, даже находясь в заключении. И его пророчество сбылось.

Спустя несколько лет на Византию напали готы, и в долгой войне с ними Валента терпел одно поражение за другим. В последнем сражении он вместе со своей охраной был окружен и загнан в сарай. Готы подожгли сарай, и император сгорел заживо.

Исаакия выпустили из темницы, и он продолжал свои пророческие проповеди. Новый император Феодосий окружил Исаакия достойным почтением.

Исаакий основал под Константинополем обитель, названную потом в честь его преемника Далматским монастырем.

Умер Исаакий в 383 г. в глубокой старости, часто поминая свои странствия в пустыне, которые выпали ему в молодые годы.

Народный календарь

Исаакий-змеиный, бобовый. Исаакий-змеевик.

День преподобного Исаакия стал обычной календарной отметкой одного из обычных естественных явлений в окружающем нас мире диких животных. Сам же святой Исаакий никакого отношения к змеям не имеет. Просто в это время начинается пора змеиных "свадеб": "Среди ряски - змеиные пляски". В крестьянских семьях из-за этого избегали бывать в лесу, боясь наткнуться на скопище змей.

Православные в этот день обращали свое внимание на змей, считая их коварными гадами. Считалось, что каждому встречному змеи мстят без милосердия, после чего ни один колдун не сможет заговорить рану. "За Федосьей - Исакий, выползает из пор гад всякий".

Змею считали коварной. Ее называли "шипуля за ногу типуля". Предостерегали неосторожных: "Змею выше глаз не подымай". Полагали, что "змея жалит не ради сытости, а ради лихости". Ей приписывали недобрую чудодейственную силу: "Если убитую змею повесить на березу - пойдет дождь". А в пору сенокоса дождь был крайне нежелателен. Поэтому крестьяне старались предохраниться от змей, причем самыми разными способами, например с помощью вероники-травы (из семейства коричниковых), которую в народе называли "козьей мордой", "порченой помочью", "андреевым крестом", "егоровым копьем", "змеиной головкой". Кстати, гадюку и сейчас во многих местах называют "козулькой".

Свежие пучки этой самой вероники крестьяне разбрасывали по утрам на полянах, на выгоне, вокруг стогов. Согласно поверьям, змеи эти пучки жадно поглощали и от этого околевали. Веронику даже стелили в лапти или башмаки, веря, что таким образом отпугивают змей.

Традиции. В этот день начинали сажать бобы, предварительно вымочив их в озимой воде. Сажали и приговаривали: " Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный". Озимую воду для этих целей собирали в лесных оврагах.

Приметы и наблюдения. В этот день могут быть последние заморозки на почве. Цветут липы, издают медовое благоухание. Мелколистная липа зацветет раньше крупнолистной. Позднее цветение черемухи. Цветут шиповник, жасмин. Начинает цвести ранний картофель.

Именины. Исакий.

Значимые даты