23 Июня

Православный календарь

Сщч. Тимофея, еп. Прусского (361-363); прпп. Феофана Антиохийского (369), Силу она Печерского (X11I-XIV); свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Сибирских святых.

Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский. В молодые годы (XII) он принял иноческий постриг и стал известен как "муж праведен и благочестив" в г. Муроме. В дальнейшем был посвящен в сан епископа Муромского. Усердно трудился над благоустройством своей епархии, собирал рассеянную во время татарского нашествия паству, укреплял малодушных твердой надеждой на милость Божию, возвращал на праведный путь заблудших.

По навету врагов святитель был заподозрен в нецеломудрии и оклеветан. Некоторые жители Мурома были готовы предать его на казнь. Святитель обратился к ним со словами: "Отцы и братия! Дайте мне немного времени до третьего часу следующего дня". Кротость смягчила ожесточившиеся сердца, люди разошлись по домам. Праведник всю ночь молился со слезами на глазах в храме во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба, где отслужил всенощное бдение и Божественную Литургию, затем совершил молебен в Благовещенском храме пред чтимой Муромской иконой Пресвятой Богородицы.

Свт. Василий взял с собой эту икону и вышел к реке Оке. Разостлав свою епископскую мантию, он встал на нее, держа в руках образ Царицы Небесной; сильным ветром его понесло вверх по реке, против течения. Этим явным чудом Господь явил невинность доброго пастыря. Прихожане возопили: "О, святой Владыко Василий! Прости нас грешных. Согрешили мы пред тобою..." Но святитель был уже далеко - в г. Старая Рязань, где в это время жители собрались на вечернее богослужение в свой кафедральный храм. Диакон вышел из алтаря на амвон и вместо обычного "Благослови, Владыко" возгласил: "Владыко грядет, сретайте его..." Народ поспешил к Оке. Увидев святителя, плывущего на мантии с иконой Пресвятой Богородицы, рязанцы приняли его с большим почетом: князь Рязанский Олег встретил его с крестами.

Через некоторое время Рязань была разрушена татаро-монголами. Свт. Василий вновь отплыл на своей мантии под покровительством Муромской иконы, на этот раз по реке Оке в Переславль Рязанский, где святитель служил в храме Бориса и Глеба. С того времени храм этот стал соборным. Здесь преосвященный Василий и закончил свое служение.

3 июля 1295 г. свт. Василий тихо отошел ко Господу.

Время не охладило благоговейного и усердного почитания свт. Василия в народе, ибо, по свидетельству Священного Писания, "праведники во веки живут". В XVI в. иноком Ермолаем -Еразмом было написано сказание о святителе, представленное собирателю Житий святых Митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию (1542-1563).

Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале XVII в. были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли "присным своим заступником, в скорбях и напастях помощником".

В смутное время Промыслу Божию угодно было прославить свт. Василия: 10 июня 1609 г. состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский собор в Кремле Переславля Рязанского. Мощи свт. Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. С этого времени имя святителя Василия поминается во всех церквах Рязанской епархии.

В 1638 г. над мощами святителя была устроена каменная гробница, а над ней помещен Муромский образ Пресвятой Богородицы - "Моление Василия". В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того - настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках (см. об этом также 3 июля).

Преподобный Феофан. Родился в языческой семье, вступил в юности в брак и вскоре овдовел. Уверовав в Христа Спасителя, Феофан крестился и стал самоотверженно служить Богу. Особенно обличал святой распутство, царившее в городе Антиохии. Узнав о блуднице Пансемине, развратившей и погубившей много людей, Феофан решил спасти великую грешницу. После усердных молитв преподобный надел самую нарядную одежду, взял у родителей много золота и серебра и отправился к блуднице. Отдав золото Пансемине, Феофан убедил се оставить распутство и выйти за него замуж при одном непременном условии - принять Святое Крещение. Прельстившись выгодным браком, Пансемина согласилась. Тогда Феофан принялся наставлять ее в христианской вере, разъяснять, что правда Божия не терпит греха и разврата, что Господь милостив к кающимся.

После крещения Пансемина совершенно переродилась. Она раздала нажитое грехом имущество бедным, поселилась в хижине рядом с келией преподобного, подвизалась в христианских подвигах. .

Св. Феофан и Пансемина скончались в один день.

День кончины Ивана (Босого) Киевского. Это был совершенно нищий человек. И зимой, и летом ходил босиком, в убогом и холодном нанковом халате. Несмотря на нищенский образ жизни, Иван Босой умудрялся кормить и поить до 200 нищих-калек.

По своему характеру он отличался суровым подвижничеством, неподкупной прямотой обличений и крайним нищелюбием.

Скончался подвижник Иван в 1849 г. При кончине его присутствовал митрополит Киевский. Погребен он, согласно завещанию своему, на Щекавике - "поближе к бедненьким".

Народный календарь

Тимофей. Тимофей - мышиный писка. Тимофей - мышиный писк.

Суеверия. В день священномученика Тимофея к голодному году крестьянам-беднякам виделись разные знамения: то по гумнам бегают вереницами мыши, то стадами бродят волки, то вороны летят из-за лесов, что и света Божьего не видно, то земля стонет жалобно и т.д. Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот тяжелый день.

Тяжелым днем считается потому, что, по преданию, в этот день по земле ходят-бродят призраки, "блазнящие глаз человеческий". Старые люди видели в эту пору несметные "стада мышей" на гумнах, что не предвещало ничего хорошего. Отсюда и название дня.

Именины. Александр. Антонина. Василий. Иван. Тимофей. Феофан. 

Значимые даты