24 Июня

Православный календарь

Aпп. Варфоломея к Варнавы (I); прпп. Варнавы Ветпузкского (1445); перенесете мощей Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X).

Святые апостолы Варфоломей и Варнава. Св. ап. Варфоломей, родом из Каны Галилейской, был из числа 12-ти апостолов Христовых. После сошествия Духа Святого ему и ап. Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Апостол проповедовал также в Индии, там он перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея. Св.Варфоломей посетил также и Великую Армению, где обратил ко Христу царя Полимия. Из-за происков языческих жрецов брат царя Астиаг схватил апостола и распял вниз головой, содрав с него кожу.

Св. ап. Варнава родился на Кипре и получил образование в Иерусалиме. Господь избрал его в числе 70-ти Своих учеников. По поручению апостолов св. Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших. Он проповедовал также на Кипре вместе с ап. Павлом и, возможно, первым благовествовал в Риме. В городе Медиолане (Милане) Варнава основал епископский престол. Около 62 г. на Кипре ап. Варнаву побили камнями язычники.

550 лет преставления прп. Варнавы Ветлужекого. Имя Варнава по-древнееврейски означало "Сын утехи". Это имя носил один из сотен малоприметных подвижников Русского Православия, которые жили уединенно и скромно, не помышляя о славе, одержимые лишь одним устремлением - заслужить милость Божию, очистить душу и совесть от грехов своих и чужих. Вся жизнь их в сущности была подвигом, со стороны чаще всего не ощущаемым окружающими.

Варнава Ветлужский родился в г. Устюге и священствовал там при приходской церкви. Черемисские набеги побудили его оставить родину; он удалился в ветлужские леса, поселился близ реки Ветлуги на горе Красной и здесь, в месте пустынном, где не было жилья на 50 верст кругом, подвизался в течение 28 лет до самой смерти, претерпевая всякого рода недостатки и лишения.

Он был погребен на горе Красной. По кончине его ученики и пришедшие сюда для уединенной жизни иноки построили церковь во имя Пресвятой Троицы, а потом и другую, во имя Николая Чудотворца - над могилой преподобного. Так появилась Троицкая-Варнавина пустынь.

В 1767 г. указом Екатерины пустынь была упразднена, а подмонастырская слобода переименована в уездный город Варнавин (Костромской губернии), где в соборной церкви почивают под спудом мощи преподобного Варнавы.

Память преподобного Варнавы издревле чтится 11 июня.

Икона Божией Матери "Достойно есть". История этой иконы связана с появлением песнопения Православной Церкви "Достойно есть". Предание, сохранившееся на Святой горе Афон, повествует, что в X в. неподалеку от Карей (монастырь на Афоне) в пещере подвизался старец с послушником.

Однажды под воскресенье старец ушел в обитель на всенощное бдение, а послушник остался дома. Поздно ночью неизвестный монах постучался в келию; послушник впустил его, и они вместе стали совершать псалмопение и молитвы. Во время пения "Честнейшую Херувим" гость заметил, что у них поют эту песнь по-другому, добавляют перед "Честнейшую..." слова: "Достойно есть, яко воистину блажите Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь. Бога нашего". Когда монах стал петь так, икона Божией Матери "Милующая", которая была в келии, вдруг засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе какую-то особую радость и заплакал от умиления. Он попросил гостя записать столь дивную песнь, и тот начертал слова этой песни на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. Странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидимым, а икона еще некоторое время излучала чудесный свет. Она была перенесена в соборный храм Карей и сейчас находится там в алтаре на горном месте.

Известны и другие типы иконы "Достойно есть", в частности широко распространившаяся на Руси с XV в. икона с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и святых. Вокруг изображения обычно помещается сам текст молитвы "Достойно есть".

Подобные изображения встречаются и на особых сосудах - панагиарах, ибо молитва "Достойно есть" является неотъемлемым элементом чина Панагии. Этот чин и поныне сохраняется в монастырях. Сущность его в том, что на монастырскую трапезу торжественно, в особом сосуде, панагиаре, переносится из храма, где совершалась Литургия, хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица, наша Заступница перед Богом, Которая родила Хлеб Небесный - Христа, Хлеб Жизни, питающий наши души. В XVI-XVII вв. Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда Литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с изображением Богоматери стали тоже называть "панагиями", и впоследствии панагии - нагрудные изображения Божией Матери - стали носить епископы.

Народный календарь

Варнава. День Варнавы-Богодана.

Приметы и наблюдения. В этот день принято было подытоживать июньскую погоду. Если в июне ночи были теплые, тогда, наверное, можно ожидать изобилия плодов. Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью. Туман утром стелется по воде - будет солнечная погода. Сильные росы - к плодородию, а частые туманы - к урожаю грибов. Вода чиста как никогда - к дождю. Утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю. Хорошо пахнет жимолостью - к дождю. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день - к хорошей погоде. Особая примета: "На Варнаву не рви траву".

Именины. Варфоломей. Ефрем.

Значимые даты