День и месяц

 

Значительно проще оказалась картина взаимоотношений опыта человека с такой единицей измерения времени, как месяц. Конечно же, причиной этого стало несоответствие между ритмическим рисунком чередования фаз Луны и счетом времени, получившим название от космического спутника Земли. Безусловно, главным для землян оказался ритм самой Луны, а не последовательное чередование месяцев (об этом весьма красноречиво свидетельствовали примеры жесткой опосредованности деятельности человека с фазами Луны, о которой говорилось выше).

У восточных славян произошло некоторое раздвоение в отношении к месяцу. Лунный месяц — это одна система отношений, а календарный месяц — это совершенно иное пространство культуры, которое, по-видимому, как и год, впитало в себя ориентированность на Солнце. А иначе как понимать многочисленные социокультурные константы, повторяющиеся из года в год в одни и те же дни месяца, независимо от состояния Луны. В каждом месяце имеются так называемые неблагоприятные дни, с которыми не следует связывать никаких далеко идущих дел и событий.

Совершенно уникальным примером единства календарного месяца и состояния природы, обусловленного движением Солнца, являются названия месяцев в традиционной культуре белорусов. В названии каждого месяца отражено либо состояние природы, либо важнейший вид человеческой деятельности, соответствующий этому периоду: студзень, люты (состояние природы в целом), сакавiк, красавiк, травень, чэрвень, лiпень — очередность, поэтапность оживления природы, жнiвень — ключевой вид деятельности, верасень, кастрычнiк, лiстапад, снежань — фиксация важнейших особенностей состояния природы в тот или иной промежуток времени.

Если быть предельно точным, то, вероятно, следовало бы сказать, что едва ли не каждый день года нес в себе какую-то информацию, рассчитанную на определенную перспективу. Она могла касаться жизни человека, животного мира, растительности, состояния погоды и т.д. Однако изучение опыта наших предков подсказывает, что в каждом месяце особым вниманием пользовались лишь отдельные дни, как правило, связанные либо с важнейшими праздниками народного календаря, либо с днями почитания наиболее значимых фигур христианской Церкви. Например, в январе такими днями являются 7,13,19 числа, в феврале - 15 (Сретенье Господне), в марте — 1, 22, в мае — 1,6 и 22.

Некоторая неопределенность в восприятии месяца связана еще и с тем, что восточные славяне фактически не праздновали свой день рождения в христианские времена. Под влиянием православного или католического пантеона святых отмечали день Ангела-хранителя, который, как правило, не совпадал с днем рождения.

Известно, что в Древнем Риме предпочтение отдавали тем месяцам, в которых было нечетное количество дней. У славянских народов эта особенность не получила развития. Некоторую настороженность они проявляют только к февралю, и даже не столько к месяцу в целом, сколько к плавающему числу 29, которое появляется один раз в четыре года.

Еще более упрощенной является система отношений между неделей и месяцем, неделей и годом. Мы уже отмечали эмоциональную, ритуально-обрядовую и поведенческую поляризацию в отношении масленичной и предпасхальной недель. В ритуальном календаре сакральным статусом пользовалась суббота на третьей неделе после Покровов — Дмитриевская (поминальная) суббота.

Если год был сакральным временем, месяц вносил ряд регламентаций в поведение женщины, то неделя задавала ритм хозяйственной деятельности, вносила точечные запреты в систему крестьянского питания, но при этом выстраивала сложную шкалу ценностных ориентиров внутри самое себя.

День значительно сложнее для всестороннего его понимания, потому что он, кроме того, что имеет свою внутреннюю самодостаточность (развитую структуру и своеобразную систему отношений), практически постоянно вступает в сложнейшие взаимоотношения с астрокосмическими календарными, психофизическими, психоэмоциональными, социокультурными факторами, которые вобрали в себя год, месяц и неделя. И только в контексте всех этих бесконечно многообразных взаимоотношений можно приоткрыть тайну (именно тайну!), казалось бы, такого обыденного явления нашей жизни, как день (сутки).

Попытаемся вычленить хоть бы несколько силовых линий различной иерархии отношений. И вновь прибегнем к помощи разной степени устойчивых словосочетаний, которые широко используются в традиционном мировоззрении как в обрядовой практике, так и в повседневной жизни, как в сакральном плане, так и в эмоциональных сиюминутных характеристиках.

Проведем несколько характерных определений, которые касаются того или иного дня (любого дня недели или года): воскресный, праздничный, святой, будничный, поминальный, день рождения, Ангела-хранителя, день свадьбы, день смерти, первого знакомства или помолвки, несчастливый день, «грош цена тебе в базарный день», знаменательный, торжественный день.

В годовом круговороте каждый из этих дней имеет свое местоположение, свою последовательность, ежегодную стабильность и характерную устойчивость или, напротив, постоянную подвижность.

Среди стабильных можно назвать две разновидности дней. С одной стороны, предположим, известно Прощеное воскресенье или Вербное воскресенье, Чистый четверг или Родительская суббота. В этом случае мы имеем дело, с «динамической» стабильностью, в которой из года в год меняются даты празднования, но всегда оно будет связано каким-то определенным днем недели. С другой стороны, есть праздничные дни, которые всегда придерживаются одного и того же числа месяца, но ежегодно меняется день недели. К ним относятся встреча Нового года, Громницы, Рождество Христово, день рождения, день браковенчания.

В славянском календаре существует множество дней, которые наделены (промаркированы) самыми неожиданными характеристиками.

Эти «несчастливые» дни повторяются из года в год (независимо от того, обычный он или високосный), например, в январе самыми непредсказуемыми, трудными, неудачными для всяческих начинаний являются: 2, 4, 7,11,13, 20, 28. В эти дни нежелательно уезжать надолго из дома, отправляться в свадебное путешествие, начинать строительство нового дома, покупать поросят или другую какую-либо живность, лучше не ходить на увеселительные мероприятия.

В течение года известно несколько дней, когда люди «откупаются на деньги» от своих болезней, поэтому, например, 3, 6, 9 мая ни в коем случае нельзя ничего поднимать на дороге, на перекрестке дорог, на кладбище.

Очень широко исключительность того или иного дня используется в народной медицине и магической практике знахарей.

  •  Для того чтобы очистить лицо от прыщей, необходимо 15 мая вымыть его молоком черной коровы, проговорить при этом слова специального.
  •  Если вы хотите, чтобы в вашем доме было согласие между членами семьи, чтобы вы жили в достатке, радовались своему хозяйству и подворью, следует один раз в год, 28 января, ставить обрядовую еду для.
  •  С 10 марта и до окончания пасхальной недели нежелательно спать днем, чтобы не «наспать кумоху» (лихорадку). Особенно запрещается засыпать в момент, когда Солнце садится за.
  •  В день усекновения головы Иоанна Предтечи (11.09) нельзя есть ничего круглого, нельзя брать в руки косу и топор.

В годовом круговороте есть дни, в которые, в соответствии с традиционным мировоззрением, следует строго придерживаться всевозможных предостережений с целью обеспечения себе благоприятного существования. Например, 13 февраля не следует ломать хлеб, рубить дрова, занимать и отдавать деньги, крестить детей, сватать невест, отнимать дитя от груди и т.д. И, напротив, есть дни, когда следует задобрить древнеславянских покровителей своего жилища и подворья.

Все эти многочисленные приметы свидетельствуют о том, что наш традиционный календарь хранит в себе бесконечное множество самых загадочных тайн. В них закодирован и зашифрован седовласый опыт далеких предков, которые были намного ближе к природе и значительно лучше понимали ее тайный язык. Знания, зафиксированные в приметах, порой удивляют своей необычностью, тонкостью и точностью наблюдений. Кроме того, большая дистанцированность во времени между днем — отправной точкой и днем — следствием явно свидетельствует о том, что и у славян была своя каста людей, которые обрели эти знания, проверили их на своем жизненном опыте и передали в наследие. Иначе трудно себе представить, как может в памяти удерживаться колоссальный объем информации, касающийся, казалось бы, самого подвижного и непредсказуемого явления, каковым предстает перед нами состояние погоды. И, тем не менее, наши предки знали все о природных предсказаниях и легко могли прогнозировать урожай нового года.

Можно без преувеличений сказать, что сложнейшая система отношений между такими единицами измерения времени, как день — неделя — месяц — год, только приоткрывается нашему пытливому взору и расширяет горизонты ее дальнейшего всестороннего изучения.

В традиционной культуре существует довольно разветвленная система предписаний и регламентаций, а также запретов и ограничений, касающихся одного отдельного взятого дня в структуре годового календаря. В эту систему включены не обычные дни, наполненные бытовым содержанием, а прежде всего наделенные высоким обрядовым статусом. Эти дни есть почти в каждой поре года и даже почти в каждом месяце. Они являются своеобразной точкой отсчета для определения наиболее оптимального временного коридора в той или иной сфере хозяйственной деятельности. Вектор действия этого предписания всегда устремлен вперед, а вот интервал причинно-следственной связи подвижен и может варьироваться в промежутке от одного дня и до года.

  •  Если в том доме, в котором есть девушка на выданье, кто-либо умер меньше года тому назад, то нельзя приходить свататься к ней в день смерти того человека, потому что это не приведет к добру, а если свадьба и состоится, то совместная жизнь молодых будет недолговечной и несчастливой.
  •  На протяжении двух-трех дней, в течение которых в деревне находится покойник, нельзя ничего сажать и сеять: семена не взойдут или урожай пропадет. Народная традиция запрещает не только сеять, но даже притрагиваться в этот день к зерну тому, кто принимал участие в похоронах и бросал в могилу три горсти земли.
  •  В тот день недели, на который выпало в текущем году Благовещение, следует чистить погреб и потом в этот же день засыпать семена нового урожая.
  •  На протяжении года женщине-вдове нельзя было ничего стирать в тот день недели, в который умер муж.
  •  Ежегодно действует культурно-хозяйственный алгоритм, определяющий время квашения капусты на зиму. Лучше всего делать это на растущей Луне в понедельник, вторник и четверг. Однако весьма неблагоприятным для выполнения этой работы считается тот день, в который в текущем году было Воздвиженье.
  •  А вот бить кабана нежелательно в тот день, в который в этом году были Покрова (14.10).
  •  В ходе подготовки свадебного торжества важнейший маркирующий атрибут его — каравай — выпекали обычно в четверг, однако если тот, для кого он выпекается (невеста или жених), также родился в четверг, то каравай готовили в среду, реже — в пятницу.
  •  Самым лучшим днем для посадки лука обычно называется «Мiколiн бацька» (Иоанн Богослов, 21 мая): такой лук будет иметь хорошие перья и головки.
  •  Если в первую пятницу после новолуния поточить нарог плуга и в тот же день запахать поле, где растет осот, то его больше не будет.
  •  Не стригут усов в нечетный день, чтобы избежать полового бессилия.
  •  В мозырском Полесье существовал строгий запрет: в тот день, когда начинают пахать в поле, копать гряды, сажать или сеять что-либо, никто не одолжит никому ни одной вещи, потому что люди убеждены — останешься без урожая.

В традиционном народном мировоззрении очень многие бытовые и праздничные деяния базируются на одном из фундаментальных принципов «подобное вызывает подобное», поэтому ответственнейшие сельскохозяйственные работы, а также свадьбу, крещение ребенка или наречение его именем будут соотносить с церковным календарем. Крестьяне задолго до проведения той или иной работы обязательно делали уточнения но своим домашним календарям-свиткам, чтобы знать, в день какого святого это делать лучше всего. В соответствии с поверьем всякие далеко идущие дела необходимо начинать в день преподобного, нежели великомученика.

В народной культуре существует разветвленная система погодных предсказаний по ключевому принципу «подобное вызывает подобное». Причем алгоритм этих предсказаний также охватывает разномасштабные периоды времени: от одного дня и до года (хотя следует заметить, что наиболее распространенным является алгоритм, в котором основными позициями являются 40 дней и полгода).

Например, «как встретишь Новый год, таким он и будет» или то, что последующие 12 дней после старого Нового года моделировали (предсказывали) погоду на все 12 месяцев предстоящего года.

Вместе с тем известны такие варианты предсказаний, когда в их основу закладывали узловые моменты структуры дня: «Прывёзшы першы воз жыта да гумна, трэба ушчыкнуць тры каласы i пасадзiць: адзiн на сход слонка, другi — на поудзень, а трэцi — на захад; каторы лепш зарунiць, тады ведама, як жыта сеяць, каб было ядронае: калi схадовы каласок лепш рунiць, то раннi сеу будзе добры, калi палуднёвы, то сярэднi, а калi заходнi, то апошнi пасеу найураджайнейшы будзе».

Значимые даты