Месяц как единица измерения времени

 

История структурирования годового календаря по месяцам еще более запутанная, чем история самих календарей и определения времени Новолетия у славянских и других европейских народов.
 
В Древнем Риме, как и в Древней Греции, начало всех сельскохозяйственных работ определялось но восходу или заходу наиболее ярких звезд или звездных скоплений — Плеяд, которые в Риме назывались Вергилиями.
 
В I в. до н.э. общая структура древнеримского календаря состояла из 12 месяцев (355 дней):
  • мартиус — 31 
  • априлиус— 29
  • майус — 31 
  • юниус - 29
  • квинтилиус (т. е. пятый) — 31
  • секстилиус (т. е. шестой) — 29
  • септембер (седьмой) — 29
  • октобер (восьмой) — 31
  • новембер (девятый) — 29  
  • десембер (десятый) — 29 
  • януариус — 29
  • фебриариус — 28
Как правило, все месяцы имели нечетное количество дней. Это было связано с символикой чисел: нечетные (выражавшие мужское начало) считались удачными, счастливыми, четные (символизировавшие женское начало) несчастливыми. Новый год начинался с 1 марта, а символическое значение каждого из месяцев сводилось к следующему (42. С. 186-197):
  • мартиус - посвящен богу Марсу (вначале богу земледелия и скотоводства, позже войны);
  • априлиус («соответствует периоду раскрывания почек на деревьях) — посвящен богине красоты Венере;
  • майус — назван в честь богини земли Майи;
  • юниус — благодарение богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера;
  • януариус (janna— вход, дверь) — в честь бога небесного свода Януса, который открывал ворота Солнцу в начале дня и закрывал в конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей — по количеству месяцев в году. Янус изображался с двумя лицами, одно из которых было обращено в будущее, другое — в прошлое, в царство мертвых. Следует заметить, что та магия начала, которая широко распространена в традиционной славянской культуре, имела многочисленные параллели в культуре Древнего Рима. 
  • фебриариус назван в честь бога подземельного царства Фабруса (возможно, от feralia - положительная неделя, которая приходилась на этот месяц).
Остальные месяцы имели обычную порядковую нумерацию: пятый, шестой, седьмой и т.д.
 
В современном русском языке используются практически полностью древнеримские названия месяцев, хотя на страницах Остромирова Евангелия встречаются отдельные древнерусские (древнеславянские) названии. Белорусы пользуются до настоящего времени древними традиционными названиями месяцев, которые представляют собой сканированную картину состояния природы в тот или иной период времени.

Значимые даты