От заката до полуночи

В структуре суток время от заката до полуночи является прямой противоположностью времени, опоясывающему с двух сторон момент восхода. Этот временной сегмент подвижен в своем начальном моменте и статичен в точке своего окончания. Вероятно, можно с определенной долей условности говорить о том, что со дня весеннего и до дня осеннего равноденствия этот период (особенно в фазе летнего солнцестояния) имел условный характер, так как мог варьироваться в пределах от 2 (летом) до 6 (зимой) часов. Тяжелый и напряженный труд крестьянина начиная со второй половины весны до первой половины осени приводил к тому, что в крестьянских избах спать ложились очень рано, чтобы также очень рано встать. Поэтому обрядовый фон этой части суток был крайне приглушенным.

Совершенно иным содержанием наполнялся сегмент закат-полночь в период от осеннего и до весеннего равноденствия. К этому времени года основные полевые работы были завершены, поэтому главным местом действия мужчин становилось подворье (овин, хлев, клеть), а женщин — замкнутое пространство избы. С чердаков доставали кроены, собирали и устанавливали их в пространстве красного угла. Начинался активный, продолжительный и многоэтапный цикл обработки льна и ткачества (прядения кудели, ниток, закладка в станок нового сувоя). Эта работа включала в полный цикл производства весь состав семьи. Приступать к ней можно было только после строгого поста. Итак, закат приостанавливал все сельскохозяйственные хлопоты, накладывал табу на многие виды деятельности в пространстве дома. Однако в бесконечно длинные осенне-зимние вечера время до полуночи было наполнено работами, связанными с прядением и ткачеством.

Вокруг домашнего ткачества сложилось огромное количество суеверий, напрямую зависящих от них многочисленных регламентаций поведенческого характера. Заслуживает внимания и тот факт, что прядение было одним из важнейших составных элементов молодежной субкультуры. Долгие зимние вечера способствовали тому, чтобы молодые люди могли встретиться, обсудить проблемы своей возрастной группы, попеть песни, потанцевать, оказать знаки внимания любимому человеку. Особенно насыщенными в этом отношении были колядные вечера. В многочисленных играх и игрищах (например, в северо-восточной части Беларуси самой популярной была игра «Женитьба Терешки», или «Жанiцьба Baxipкi») принимали участие парни и девушки, достигшие предсвадебного возраста. Эти игры еще и еще раз давали возможность глубже узнать друг друга, публично, в присутствии молодежи всей деревни, заявить о своих притязаниях, тем самым давая понять, что либо в этом, либо в будущем году молодые люди готовы создать свою семью. Зимние игры в таком случае не только раскрывали эмоциональную сторону отношений между молодыми, но и в значительной мере моделировали предстоящую свадьбу.

Именно этот период суток, а точнее - с восходом первой звёзды, служив началом длительных рождественских святок, которые открывал сочельник. С заката солнца, но ни в коем случае не позднее полуночи, проводились поминальные столы. В это же время суток отмечались Осенние Деды. Семейная поминальная трапеза также начиналась ноем заката солнца.

Существует ряд запрети, связанных с хозяйственной деятельностью человека н относящихся к периоду заката солнца.

  •  После заката солнца нельзя было переносить нз одной деревни в другую изделия, которые составлены не мелких частей, например соломенную корзину, ведра, сито н др., так как между этими деревнями будет водиться много волков.
  •  Нельзя трогать курицу, посаженную на яйца, после заката солнца, иначе цыплят передавит коршун.
  •  После заката солнца, чтобы куры не ослепли, нельзя выносить сор из избы.
  •  После заката нельзя убирать в доме - будете счастье и удачу выметать из своего жилища.
  •  Но свидетельству народной целительницы Н.И. Степановой, существует поверье: кто 8 июня вечером после заката солнца метет избу» тот притягивает в свой род раковые болезни.
  •  Нельзя также брать воду из колодца после заката солнца. В ней могла искупаться душа умершего, поэтому использовать ее для питья нежелательно.
  •  Из опыта народных целителей известно, что есть только один день в году, когда рак можно лечить наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы 12 нюня в 9 часов вечера кто-то из старших в семье наговорил специальный заговор на молоко и отнес его в лес.

Время от захода солнца и до полуночи, очевидно, в представлениях наших предков противостояло периоду от рассвета к до обеда (полудня) Пели внимательно прислушаться к тому лексическому багажу, которым сопровождаются эти два промежутка времени, то со всей очевидностью вырисуется их аксиологическое противостояние.

Рассвет = на встречу Солнцу, свету, для путника счастливое время отправиться в дальний путь.

И совершенно иное психоэмоциональное состояние: закат — вечер — сумерки вес то, что сопровождает конец жизни, предсмертное состояние.

С наступлением темноты начинался период властвования демонических сил, проведения многочисленных колдовских ритуалов и обрядов Подавляющее большинство нз них имело негативную направленность, с их помощью людям наносился вред: тяжелые, неизлечимые болезни, падеж скота, проблемы во взаимопонимании между членами семьи. Хотя известны случаи, когда ритуалы, исполненные после заката солнца, могли иметь к положительное начало. Например, вечерний диалог с космосом был нацелен на то, чтобы упредить ливневые дожди и грозы. Вечером после заката солнца девушки и молодые женщины собирались толпой, громко говорили, кричали, а потом шли в поле, бегали там с криком, после чего возвращались домой, прикрыв головы передниками, как будто прячась от дождя.
 

Значимо [ ]