Полдень. От полудня до заката.

Полдень

Общая оценка полудня в традиционной культуре восточных славян скорее негативная. Во-первых, он не воспринимается сам по себе как самодостаточная единица времени, а состоит в неразрывной связи со своей противоположностью — полночью. Во-вторых, сдержанность оценок и скрытая непроявленность в культурологическом плане дают основание проводить некоторые параллели астрокосмического характера, например сопоставлять полночь с полнолунием, которое, как известно, отрицательно сказывается на состоянии здоровья мужчин.

Ритуально-обрядовые контексты свидетельствуют о том, что полдень был своеобразной поворотной точкой в исполнении обрядов переходного типа. Интересную расстановку акцентов в структурировании времени и его наполненности соответствующими делами мы находим в пословице, касающейся Радуницы: «На Раданiцу да абеду пашуць, па абедзе плачуць, а к вечару скачуць».

  •  Зажинки обычно начинали в полдень
  •  Народная мудрость гласила: если первый гром прогремит в полдень, то лето будет теплое и жаркое.
  •  Кроме того, первая гроза днем предсказывала, что жить в этот год будет легко, если же гром разбудит землю ночью, то это считалось предсказанием года, тяжелого для жизни.
  •  Ритуальные магические действия, направленные на кардинальное изменение ситуации, надо было совершать в полдень, читать 12 дней подряд, в венчальный час, т.е. 14.00, чтобы вернуть мужа к жене.

«Корона царя и царицы, венчание небесное на земле. Двух сердец души раба Божьего (имя) и рабы Божьей (имя) венчальный платок, венчальная свеча, венчальный алтарь, венчальный звон, венчальное время, венчальный час и мой крепкий наказ. С этого часа, с моего наказа — идите два сердца, души раба Божьего (имя) и рабы Божьей (имя) друг другу навстречу, на вечную вечность. Венчаю вас словом крепким и лепким и всей белой магией. Аминь».

От полудня до заката

Этот период времени практически не представлен важными обрядовыми событиями. А тот факт, что он охватывал собой «венчальный час» (14.00), скорее можно расценивать в контексте восприятия полудня, который при всей возможности его точного фиксирования по зениту солнца и его строгой ориентированности на юг все же был не точечным моментом, а периодом времени, который охватывал пространство между 12.00 и 14.00 часами. А далее следовало «разведение» времени венчания и начала похорон. Тем самым в деревенской общине стремились запараллелить движение свадебного кортежа и похоронной процессии, чтобы избежать возможности их неожиданной встречи (что сулило молодоженам крайне нежелательное предсказание: первый родившийся у этой пары ребенок долго не проживет). Важно и то, что венчание будет завершено к моменту совершения погребального обряда уже непосредственно на кладбище.

Кроме того, предвечернее время было временем земного очищения и подготовки к началу ключевых обрядов в народной жизни. Молодежь, готовясь разжечь купальский огонь, собирала со всей округи все обветшавшее, изношенное, вышедшее из употребления.

Если продолжить аналогию между структурой суточной градации времени и полным циклом лунных фаз, то, очевидно, время от полу-дня и до заката можно сравнить с последней четвертью. Оно было многофункциональным, однако доминировало в нем хозяйственное начало, в то время как обрядовая сторона жизни была весьма приглушенной.

  •  В соответствии с народными представлениями дрова для топлива необходимо было заготовить во второй половине дня.
  •  Самым лучшим временем для сбивания масла является то, когда коровы возвращаются с поля.
  •  Чтобы лук и чеснок дали хорошие головки, нужно было на Купа-лье до заката солнца завязать на них узлы.

Приведенные примеры указывают на то, что весь смысл хозяйственной деятельности сводился к тому, чтобы максимально исчерпать потенциал воздействия человека на окружающую среду и соответственно заложить запрограммированный положительный результат. Сконцентрированность на одном виде хозяйственной деятельности в один и тот же день вытекала из всего уклада деревенской жизни, который не терпел суеты и многословности (или поверхностного подхода). В один день следовало заниматься только одним видом хозяйственной деятельности, тогда эффект будет максимальным: либо сажать картофель, либо сеять жито, либо заготавливать сено или дрова, либо рубить дом, собирать ягоды или трепать лен и т. д. Особенно важно было придерживаться этого принципа во время земледельческих работ. Если же человек начинал суетиться, хвататься за все дела сразу, то и результат этой деятельности будет далеко не лучшим.

Безусловно, наиболее насыщенным было утро. Полдень представлял собой время максимальной духовной концентрации, сразу же после которой в храме наступал венчальный час. Это было время духовного катарсиса, нравственного очищения, и не только двух человек, принимавших участие в браковенчании. Этому важнейшему родовому событию предшествовал акт коллективно-родового единения, мощнейший энергетический посыл, призванный воплотить мечту молодых в красивую реальность. Храмовое венчание — это апогей всех коллективных устремлений, усилий, пожеланий. За ним обязательно следовала некая духовная разрядка, которая вызывала к жизни обряды совершенно иной направленности — похоронно-погребальные.

День стремительно приближался к своему завершению, поэтому вторая половина была в определенном смысле полной противоположностью первой. Если начало дня было наполнено молитвой, обращением с помощью волшебного слова молитвы и заговора к светлым силам космоса. то время пополудни и особенно к вечеру «закрывало» каждое из утренних начинаний.

 Например, к этому времени следовало навести порядок в доме и обязательно до заката солнца (до наступления темноты — начала власти тьмы) вьгаести мусор. Тот, кто выносит сор из избы после заката солнца, «выносит» свою пару, забирая у нее жизненно важную энергию.

Принцип завершения жизненных дел в этот период привел к тому, что именно вторая половина дня стала временем проведения похоронно-погребальных обрядов. В данном случае учитывались два обстоятельства. Последний путь человека на земле как символ угасшей жизни соответствовал завершающему периоду дня. В связи с тем что эта дорога вела на кладбище — в мир предков, преодолеть ее можно было только в световую часть суток. Многочисленные сказки и легенды говорят о том, что ночью находиться на кладбище нельзя: после заката солнца там начиналась иная жизнь, которая была далеко не безопасной для людей.

Нас особо интересует соотнесение момента заката солнца в разное время года (об этом речь шла, когда мы говорили о подвижности момента восхода солнца). Понятно, что закат в зимнюю пору и закат в летнее время года дистанцированы между собой значительным промежутком времени. Однако время выноса гроба с покойником из дома всегда статично, конкретно, и соответствует следующим параметрам: 14.00—16.00 (в отдельных случаях оно приурочено ровно к полудню — 12.00).

«Разведение» времени венчания и похорон было продиктовано целым рядом мировоззренческих аспектов, важнейшим среда которых была глубокая убежденность в том, что «встреча двух миров» (живых — свадебный кортеж и мертвых — похоронная процессия) представлялась крайне нежелательной. Чтобы избежать непредвиденной и нежелательной встречи, придерживались правила движения по кругу. Похоронная процессия двигалась на кладбище по одной дороге (прагив хода солнца), а возвращалась по другой (местное население хорошо знало этот ритуальный маршрут). Свадебный коргеж двигался по ходу солнца, стершая ритуальный круг (кстати, напоминаем, что в обрядовый маршрут свадьбы обязательно включалось посещение кладбища).

 

Значимо [ ]