Полночь

Восприятие полночи в традиционной культуре восточных славян наиболее сложное и противоречивое.

С одной стороны, именно в полночь совершается крестный ход в православных Храмах на Пасху, а с другой, полночь — это время разгула сил, противостоящих духовному миру человечества. В полночь ведьмы справляют свой шабаш, в это же время происходит безвозвратная сделка по продаже души человеческой дьяволу. В магической практике широко используется пережженная в полночь соль. Сложность и противоречивость, присущие восприятию полночи, вовсе не исключение из традиционных общекультурных правил, а скорее явление закономерное, обусловленное статусом переходности, маргинальности, амбивалентной двусоставности. К таким ситуациям в народе всегда относились с предосторожностью. Так воспринимался момент встречи Нового года, так относились к поезду молодых, которые находились на пути между домом и храмом, таким же было положение беременной женщины, которая объединяла собой мир умерших предков и мир живых. Целый ряд предосторожностей существовал и в отношении контакта живых с умирающим человеком в последний предсмертный момент.

Без всяких преувеличений можно сказать, что наибольший интерес у славян и других европейских народов вызывает полночь купальской — самой короткой в году — ночи. Благодаря тому, что купальской ночи предшествовали самые длинные и погожие дни, весь растительный мир получал огромный жизнеутверждающий заряд энергии. Мощь потока солнечной энергии была столь велика, что, по народным представлениям, именно в эту ночь расцветала папараць-кветка. Она должна была сфокусировать в себе весь потенциал дневного светила, которое в эту ночь начинало необратимый путь к старению, к своей смерти. В момент цветения папоротника с небесного свода падает самая яркая звезда. В это же время, по преданию, муравьи сбивают в муравейнике масло и выбрасывают его наверх. Взять его можно только до восхода солнца, а чуть позже оно исчезнет.

Особое место в народном календаре занимает и Колядная ночь. Время «мiжыкалядзi» (т. е. период между первой и третьей кутьей) называется «крывымi вечарамi». В это время был запрещен очень широкий спектр хозяйственно-семейных занятий. Вместе с тем считалось, что все крестьянские занятия и дела необходимо начать (зачать) в полночь Постной (6.01) кутьи (прясть, ткать, вить веревки, заготавливать лучину и т. п.). Делали это с одной целью: чтобы эти работы весь год легко давались.

В процессе анализа системы разнообразных отношений между отдельными сегментами времени в структуре годового календаря мы отмечали наличие разноуровневых взаимоотношений. Эта система довольно сложна и многообразна, она свидетельствует о том, что каждый из периодов времени (в определенной степени самостоятельных и завершенных) вступает в семантически значимые отношения не только с одним, например, более масштабным и продолжительным сегментом, но и чаще всего с разноплановыми сегментами. Например, одно дело — просто четверг как один из дней недели, совершенно иное — четверг накануне Пасхи. Семантически он наделен значительно более высоким культурологическим статусом. В системе традиционного мировоззрения и этот статус не является максимально высоким. Он может, как в музыкальном произведении, либо повышаться на полтона (если совпадает с первой четвертью Луны), либо понижаться на столько же (если отмечался на ее последней четверти). Однако все эти факторы имели однонаправленный характер и были наполнены доминирующим положительным началом.

Вместе с тем в системе отношений сегментов календаря можно вычленить значительно более сложные комбинации взаимоотношений, о которых исследователи прошлого практически не оставили каких-либо сведений, записанных от своих информаторов,

Вот несколько примеров, в которых определенный сегмент вступает в отношения с другими единицами исчисления времени и которые, очевидно, могут (должны, обязаны) взаимоисключать его доминирующее начало. Каждая из указанных ситуаций вполне допустима в бытовой и обрядовой практике.

  1. . Предположим, что ребенок родился в четверг, который считается одним из наиболее благоприятных дней недели. Но как оценивать это положительное начало в том случае, если датой рождения является 11 января, день, который считается неудачным для любых деловых начинаний?
  2. . Усложним ситуацию. Например, дата рождения человека по солнечному календарю считается благоприятной, день недели — тоже (воскресенье), но Луна оказалась в стадии 29-го дня, т. е. самого несчастливого по всем определяющим параметрам. Как в таком случае оценивать жизненные перспективы родившегося ребенка?
  3.  А как можно оценить день рождения человека, если дата рождения считается благоприятной, день недели тоже, а вот фаза Луны — неблагоприятна. К тому же простое арифметическое действие (минус 9 месяцев) свидетельствует, что ребенок был зачат в пост, который накладывает массу ограничений на характер поведения человека, в том числе и на сексуальные отношения?

Понятно, что в системе отношений — год — месяц — фаза Луны — день недели — время суток — можно смоделировать довольно много ситуаций, в которых возможно сочетание (совпадение) исключительно положительных начал или, напротив, только негативных составляющих, а также множество таких ситуаций, в которых будут присутствовать одновременно два начала (из разных сегментов в структуре времени).

Конечно же, все эти варианты просчитываются астрологами, вероятно, многие из них анализировались магами и знахарями, но, к сожалению, в доступных нам источниках они отсутствуют. Безусловно, это один из интереснейших аспектов для дальнейших исследований фольклористов и этнологов. По народным представлениям, камень тоже растет, но очень медленно. Причем он растет-увеличивается только в самое священное время: в небольшом промежутке между первыми и последними словами пасхального песнопения «Христос воскрёсе», в самую полночь.
 

Значимо [ ]