Сакрализация момента восхода солнца

Чтобы более точно понять многообразие смыслообразующих аспектов момента восхода солнца в структуре суток, необходимо поставить его в более широкий ряд близкородственных ритуально-обрядовых контекстов, объединенных доминирующим принципом начала. Очевидно, прежде всего следует говорить об астрокосмических факторах, получивших наиболее рельефное отражение в традиционном славянском мировоззрении, ритуально-обрядовой и хозяйственной практике деятельности этноса. Ниже мы приводим классификационную схему сакрализации начала в традиционном мировоззрении восточнославянских народов.

Символизация начала в обрядовой практике и хозяйственной деятельности человека
 
Характер приуроченности
 
Смысловое наполнение начала, функциональные особенности
Астрокосмические факторы, особо акцентированные в народной культуре
 
  • Начало года (Новый год, старый Новый год); начало нового месяца;
  • новолуние (первая фаза молодой Луны; отмечена отрицательным отношением к ней);
  • калi першы раз убачыш месяц на маладзiку з правага боку, цэлы месяц будзе шанцаваць;
  • начало недели (получило в народном мировоззрении отрицательную характеристику);
  • восход солнца (начало нового дня)
Хозяйственная деятельность
  • Отел коровы (особенно первотелки); первый выгон скота в поле;
  • начало жатвы (особо почитается первый сжатый сноп); начало сева (в первый день сеяли только небольшую часть поля);
  • закладывание в кросна рушника;
  • начало посадки огорода (первую грядку не садили от забора);
  • начало строительства нового дома (в первый день клали только первый венок);
  • первым в новый дом вносили петуха и дежу с тестом;
  • «улазiны» (новоселье) в новый дом отмечали в первое воскресенье первой фазы Луны 
Обрядовые контексты, магическая практика
  • Первая ложка кутьи отдавалась душам предков; начало Рождественского сочельника соотносилось с восходом первой звезды;
  • кто первый (мужчина или женщина) придет в дом в новом году, таким весь год и будет;
  • кто первый на Крещение возьмет воду, тот весь год впереди всех будет;
  • кто первый на Громницы со свечкой домой придет, тот весь год здоровым будет;
  • кто первый покупается в Чистый четверг, тот краше всех будет;
  • на Радуницу первую рюмку наливали самому старшему; первый сноп зажинать ходила беременная женщина; при посадке картофеля первые клубни клали в шапку хозяина, трижды вращали по солнцу и только после этого клали в борозду;
  • "першая жменя кiнутага у раллю жыта павiнна быць з асвянцоных каласоу у дзень Прачыстай (28.08), i ураджай будзе ахаваны ад розных стьхiйных бедствау»;
  • при первом ударе колокола на Пасху нужно проговорить необходимые ритуальные слова;
  • когда летом идешь первый раз в лес, нужно про себя прошептать слова заклинания: «Гады ползучие, идите туда, где вы были, когда Иисус Христос родился»;
  • кто первый на Радуницу на кладбище придет, тому души предков помогать будут;
  • первый блин, испеченный на большой праздник, клали на тарелку и ставили под икону в красный угол; при первом ударе грома нужно трижды перекувыркнуться или перевернуться, чтобы спина в течение года не болела (варианты: стать спиной к дубу или дубовому столбу ;
  • подмыть дойную корову; девушки спешили к речке, чтобы умыться и вытереться чем-нибудь красным, чтобы быть богатыми и красивыми; съесть одну пупышку с веточки вербы, освященной на Вербницу, чтобы не бояться летней грозы);
  • если первый гром прозвучит «на голый лес», год будет неурожайным;
  • когда первый раз услышишь кукушку, нужно, чтобы в кармане были деньги, тогда весь год с деньгами будешь; если первый раз увидишь аиста в полете, весь год на ногах будешь;
  • «хто, убачыушы першы раз на год ластауку, умыецца малаком, той будзе белы» (т.е. лицо будет чистым и гладким);
  • продавая товар в первый день нового года, сделайте скидку покупателю, весь год торговля удачной будет; когда отправляешься в далекий путь (на охоту, на рыбалку) и первым встретишь мужчину — повезет, если женщину - нет.
Принципиально важным в жизни ребенка до года было:
  • первое прикладывание ребенка к груди;
  • первое ритуальное купание;
  • то, какую воду первой наливали в купель;
  • первый выход с ребенком на улицу;
  • первый самостоятельный шаг;
  • первый постриг (эти волосы хранили всю жизнь);
  • крещение первого ребенка в статусе крестных родителей 
Символика начала (первого) широко распространена в свадебном обряде:
  • когда сваты первый раз приходят в дом невесты, то они не должны много пить и долго сидеть;
  • кто из молодых первым станет на рушник во время венчания, тот и будет главой в семье;
  • первую рюмку во время свадебного застолья нужно выпивать до дна (не оставлять «слез»);
  • первыми из-за свадебного стола встают молодые;
  • первый кусок каравая предназначается молодым;
  • особое внимание уделялось первой брачной ночи;
  • первый раз за стол молодых заводил отец, перевязав их руки рушником
 
Важное значение магия начала (первого) имела и в похоронно-поминальной обрядности:
  • во время похорон первой из дома выходила беременная женщина;
  • первыми с умершим прощались члены его семьи;
  • первым с кладбища после похорон должен выходить самый старший среди присутствовавших;
  • первым садился за поминальный стол и первым из-за него вставал самый старший человек;
  • первую рюмку наливали умершему;
  • первым ритуальным блюдом на поминках является кутья;
  • первый год после смерти мужа жена не имела права стирать в тот день недели, в который он умер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что статус начала был одним из наиболее значимых в традиционной культуре. На первый взгляд может показаться, что два из приведенных выше примеров (начало новой жизни Луны и начало недели, ее первый день) противоречат обобщающему тезису и несут в себе, скорее, отрицательное начало. Нам представляется, что эти два фактора необходимо поставить еще в один ряд культурных контекстовой тогда смысл, казалось бы, очевидного противоречия прояснится. Зарождение Луны (причем речь идет только о первых 3 днях) и начало (зарождение) недели следует оценивать через призму таких обрядовых контекстов, которые призваны фиксировать переходные ситуации объекта. Назовем лишь некоторые: отношение к женщине во время регул, к беременной женщине, которая одновременно связана с двумя мирами (живых и предков); женщине-роженице и родившемуся ребенку в течение первых трех дней. Сюда же необходимо отнести и огромное количество запрещающих и предписывающих регламентации, касающихся контактов живых с умершим. Отношение к переходным ситуациям отчетливо проявляется и в календарной обрядности восточных славян,- особенно в цикле зимних празднований. Так, Мясоед с обеих сторон опоясан довольно продолжительными постами. И в связи с тем, что это был период употребления в пищу самых калорийных продуктов питания (в основе которых было мясо и сало), ему предшествовал Рождественский и за ним следовал Великий пост. Однако выход из поста и начало Мясоеда были отделены двухнедельным периодом празднования Коляд, в структуре которых были три эмоционально-обрядовые точки (кутьи), выстроенные следующим образом: сразу же после поста первой была бедная, постная трапеза, затем в Новый год — обильный праздничный стол — Шчадрэц, Шчадруха и в конце опять постный ужин — третья кутья — Водяная, бедная, за которым (после точно рассчитанной двухнедельной подготовки) следовало постоянное, ежедневное употребление скоромного. Два с половиной месяца обильного использования мясных продуктов — и вновь организм нужно было готовить к тяжелейшему (самому строгому и самому продолжительному) Великому посту. И этот переход происходил не в один день, а на протяжении Масленицы, которую не случайно прозвали Сырной седмицей, или мясопустом. Можно только позавидовать логической выст-роенности мировоззренческой и духовно-нравственной системе наших предков, которая нашла широкое отражение в их языковой стихии. Проследите за цепочкой последовательной смены социокультурных акцентов: Мясоед — мясо — пуст (масленичная неделя), и, наконец, пуст (о), т. е. пост. Летние посты были значительно короче, поэтому подготовка и выход из поста (причем они предшествовали периодам использования растительной пищи) составляли один день.

Те многочисленные взаимосвязи, в которые вступает начало дня в структуре различных единиц измерения календарного времени, и тот обрядовый статус, которым наделен восход в традиционном мировоззрении, позволяют сделать вывод о том, что время восхода Солнца обладает самой высокой степенью сакральности. Об этом наиболее убедительно свидетельствуют произведения различных фольклорных жанров. В целом ряде сказочных сюжетов присутствует мотив, который стал философской манифестацией народного менталитета, — «Утро вечера мудренее». Казалось бы, прямая аналогия жизни человека (к старости он становится мудрее) и структура дня должны привести к прямо противоположному выводу — на закате дня следует подводить итог сделанному (прожитому). И, тем не менее, сказка настойчиво повторяет: утро — мудрее. Заявление это оказывается вовсе не голословным. На самом деле задание, которое получил герой от царя, еще вечером казалось ему совершенно невыполнимым. Но ни разу не случилось так, чтобы под утро ситуация кардинально не изменилась.

В этом случае нельзя прямолинейно говорить о том, что выполнению задания поспособствовало само по себе утро. Скорее всего, последовала «помощь» со стороны ночи, за которой скрывалась сакральномагическая, обобщенная сила. Сказка вновь и вновь повторяет: «Встал он ни свет ни заря и отправился в дальний путь».

Значимые даты