Сакрализация момента заката солнца

Многочисленные фольклорно-этнологические материалы свидетельствуют о том, что закат дневного небесного светила в семантическом и символическом аспектах является прямой противоположностью его восходу. Если восход воспринимался зарей, рассветом жизни, ее утром, началом, зарождением и соответственно потенциальным продолжением, то закат приравнивался к фазе старения, завершенности, законченности, угасания природных и жизненных сил, граничащих с состоянием смерти. Этот семантический аспект заката нашел соответствуюшее отражение в лексическом фонде славянских языков, особенно в тех словах, которые зафиксировали момент перехода дня в ночь: сумерки (с-умер-ки), смер(ть)калось, вечернее марево (тог самый корень, образованный от древнеславянского названия богини Мараны — богини Смерти); белорусская мифологическая богиня Мара, Мар’яна, позднее трансформированная в адаптированное древнееврейское Мария, а также родственные им мроя, марыць, змрок, змярканне.

Очевидно, именно эти смысловые и содержательные характеристики окончания дневного периода времени послужили основой для возникновения ряда регламентирующих и даже запрещающих правил в обрядовом и бытовом поведении наших предков.

В среде белорусов одним из наиболее типичных видов коллективной деятельности была толока. Особенно широко она использовалась в ходе самых сложных и трудоемких полевых работ, прежде всего во время или на заключительном этапе жатвы. Считалось, что дожинки необходимо закончить до заката солнца, иначе поле могло утратить свои плодородные силы в будущем.

  •  В соответствии с народными представлениями вообще всякая хозяйственная деятельность в поле, на подворье, в саду должна быть прекращена сразу же после заката солнца.
  •  Практически все полевые весенние работы начинались рано утром, но завершались не позднее второй половины дня.
  •  Вечером нельзя было сеять, сажать, косить траву, складывать дрова, мести двор или в доме.
  •  Исключением в этом плане являлась посадка огурцов. Их сажали вечером после того, как хозяйки подоят коров и животные улягутся отдыхать. По принципу подобия считалось, что как дружно улегся скот во дворах, так и огурцы нового урожая будут лежать на грядке.
  •  Считалось крайне нежелательным продавать домашний скот в вечернее время. Допускалось совершить финансовую сделку купли-продажи в конце дня, но уводить купленное животное со двора можно было только на утренней зорьке (вплоть до обеда) следующего дня.
  •  У славян широко бытует запрет класть ребенка спать или взрослому прилечь вздремнуть на закате дня: человек, уснувший в это время, может не проснуться, а если и встанет, то с очень тяжелой головой, в гнетущем состоянии.

Этот запрет еще и еще раз наводит на мысль о том, что в символическом плане закат дня тождествен смерти человека. Известно, что у славян существует обязательное правило будить грудного ребенка в тот момент, когда по деревне несут гроб с телом умершего, в противном случае ребенок мог не проснуться.

Необходимо отметить и тот факт, что семантическое тождество заката дня и заката жизни зачастую получает и символическое звучание. Например, если ночью приснится сон, в котором вы «видите» восходящее солнце, то это предсказывало большую удачу, и, напротив, сон, в котором приснился закат светила, сулил серьезное усложнение семейных обстоятельств.

  •  В среде белорусских крестьян женщинам было запрещено расчесывать волосы вечером накануне праздников, а также в дни больших праздников — с утра и до обеда, иначе скоро умрет муж.

Вместе с тем в народной метеорологии вечерний час является носителем довольно точного прогнозирования состояния погоды на завтрашний день. Приведем несколько примеров:

  1.  если на закате солнца тучи краснеют, то завтрашний день будет ветреным;
  2.  если вечером «вельмi лагоднае паветра», то назавтра следовало ожидать дождя;
  3.  завтра будет дождь, если на закате солнца отсутствует роса, особенно во время полнолуния;
  4.  если вечером вороны сильно каркают и ведут себя беспокойно, перелетая с места на место, — жди дождя;
  5.  если вечером летают и гудят черные жуки — это к ненастью;
  6.  если рыба вечером играет и высоко выпрыгивает из воды — будет дождь;
  7.  если с наступлением сумерек петух пропоет четное количество раз, на следующий день следовало ожидать хорошей погоды, если же нечетное — жди большого ветра и дождя или снега (в зависимости от времени года).
  • Кроме этого, существует поверье: если первый гром прогремит на закате солнца, то лето будет мокрое.

По народным представлениям, время рождения человека влияло или предсказывало продолжительность его жизни. Если ребенок появлялся на свет в период от полночи и до полудня, он довольно скоро пойдет, начнет говорить и вообще будет удачлив в своей жизни. Напротив, дети, рожденные во второй половине дня («паудзён») и особенно во время заката солнца, считались недолговечными и неудачниками в жизни.

Многие ритуальные действия, относящиеся к магии любви, так называемые привороты, надо совершать на закате.

  •  Например, чтобы «присушить» молодого человека, следовало на закате дня 11 июля сорвать листья чистотела, высушить их в печи, растолочь, смешать с другими компонентами, зашить в мешочек и незаметно положить под подушку любимого человека.

Среди белорусов широко бытует правило проводить засевки рано утром, на первой зорьке. Однако в некоторых местностях придерживаются иного мнения. Первые засевки крестьяне проводили на закате дня. Вечер выбирали с одной целью: чтобы после весьма ответственной работы не заниматься никакими другими делами, тем самым не «принизить» статус самого важного для существования семьи события.
 

Значимо [ ]