Традиционные представления о фазах Луны

 

Исследователь истории формирования древних календарей Б. А.Фролов в одной из своих работ отмечает:
«Судя по дошедшим до нас, изученным этнографически и астрономически архаичным календарным системам, именно с движением Луны сопряжены самые древние календарные единицы, а первобытная мифология мира к Луне обращается в целом значительно чаще, чем к Солнцу.
 
И это не случайно. Луна — самое крупное небесное светило, которое может наблюдать невооруженным глазом житель Земли. При этом ни одно из небесных светил не претерпевает столь значительных изменений своей видимой формы, как Луна. В лунном цикле можно выделить несколько наглядных границ, рубежей, которые прежде других могли обратить на себя внимание древнего человека. Как уже говорилось, через 27 дней 7 часов 43 минуты Луна возвращается к прежнему видимому положению среди звезд (звездный, или сидерический, месяц,). Повторение момента полнолуния, новолуния и других фаз наступает через 29 дней 12 часов 44 минуты (синодический месяц). После новолуния первая четверть Луны наступает через 7 дней 10 часов, вторая через 14 дней 18 часов (полнолуние), третья — через 22 дня 3 часа и четвертая - следующее новолуние. Но время новолуния Луну нельзя видеть в течение одного или двух дней на небе».
 
Необходимо отметить, что восточные славяне воспринимали период времени длинною в месяц по-своему. Как и в структурировании года, так и в осмыслении месяца у них слились воедино солнечная и лунная хронологии, Независимо от года, от фазы Луны в каждом месяце есть «несчастливые дни». Вместе с тем доминирующим началом, безусловно, считаются смена фаз Луны и чрезвычайно развитая система представлений в народном мировоззрении о каждой из них.
 
В древнерусской традиции были известны следующие названия фаз Луны; межи (новолуние); новец (молодой серп); новый перекрой (первая четверть); подполонь (около 10 дней); полонь (полнолуние), ущерб (около 17 дней), ветхий перекрой (последняя четверть); исток (старый серп).
 
В традиционном мировоззрении белорусов широко представлены такие названия, как; межы (новолуние), маладзiк (первая четверть), поуня (полнолуние), ветах, збыта (последняя четверть).
 
Каждая из этих фаз широко и разнообразно представлена в народной культуре белорусов и является своеобразным кодом и ключом к упорядочению сельскохозяйственных, строительных, производственных работ, осмыслению многочисленных символических действий и адресных привязок в сфере народной медицины и ветеринарии, погодоведения и отдаленных предсказаний.
 
М. Элиаде очень точно подметил, что Солнце «всегда равно себе, никогда ни в каком смысле не пребывает в становлении» (125. С. 154), т.е. оно - символ вечности, устойчивости, самостоятельности. Уже хотя бы в силу того, что оно — одно-единственное в этом мире, кто имеет доступ в мир предков, при этом возвращается оттуда в том же первозданном состоянии. 
 
Таким образом, все многообразие жизни на Земле (в ее природном, социальном, физическом, физиологическом и психическом проявлении) подчинено космическим ритмам Луны, соответствует им и звучит в унисон с ними. Попытаемся проследить, как эти универсальные закономерности отрефлексированы в народном мировоззрении и проявлены в ценностных ориентациях духовного наследия восточнославянских народов.

Значимые даты