3 мая

Православный календарь

Прпп. Феодора Трихины, Анастасия игумена (695), Александра Ошевенского (1478), мч. Младенца Гавриила Белостокского (1690).

1300 лет преставления прп. Анастасия игумена Синайской горы. Родился в конце VI в. В юности получил светское образование и завершил его изучением богословия. В "Слове на Неделю о Фоме" прп. Анастасий писал: "Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка, а мы, хотя и не видели Его, познали в Нем Бога, научились исповедовать Его Владыкою Вселенной, Творцом веков, Сиянием Славы Отцей, Святое же Евангелие Его слушаем с такой верой, словно видим Самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, чтим, поклоняемся и припадаем". В юности прп. Анастасий принял монашество. Побывав в Иерусалиме, поселился на Синайской горе, где игуменом был прп. Иоанн Лествичник, а затем его брат Георгий. После него игуменом стал прп. Анастасий.

Прп. Анастасий боролся с ересью, распространял православную веру в Египте, Аравии, Сирии. Им написаны книги: "Путеводитель", "Изъяснение Шестоднева" (12 книг) и другие творения.

Прп. Анастасий скончался ок. 695 г.

Преподобный Александр Ошевенский. Принадлежит к числу тех святых XV в., которые оставили по себе особенно глубокую память не только как носители благодатных трудов, но и как устроители народной православной жизни. В созданной им обители воспитывались основатели 7 монастырей, в том числе Кожеозерского и Сийского. В шеститомной "Настольной книге священнослужителя" указывается, что имя этого преподобного было дорогим и священным для русских людей.

Прп. Александр Ошевенский (в миру Алексий) родился 17 марта 1427 г. в 80 верстах от Белозерска. Он был хорошим сыном в семье благочестивого и зажиточного землевладельца Никифора Ошевенского. Уже с детских лет склонен был прилежно молиться и поститься, что не совсем нравилось родителям. Обучив сына грамоте, они мечтали поскорее его женить.

В 17-летнем возрасте юноша отправился на богомолье в Кириллов монастырь и остался там. Спустя год отец посетил сына и разрешил ему оставаться в обители.

Александр долго еще трудился в обители и по прошествии 6 лет принял монашество. Однажды объявил он настоятелю свое желание повидаться с родителями, а затем уединиться для свершения христианских подвигов. Игумен благоразумно предостерег его от этого поступка и предложил прежде окрепнуть в смирении. Александр покорно принял совет и все же, спустя некоторое время, получил благословение.

Отправляясь на поиски пустынного места, Александр навестил родителей, а затем водрузил крест в уединенном месте в глуши лесов и озер. Вернувшись в монастырь, он был посвящен в иеремонахи и благословлен иконами Одигитрии и святителя Николая, которые и сопровождали Александра к месту отшельничества.

В этой глухомани он решил основать обитель и отправился в Новгород к святителю Ионе за благословлением. Храм, в строительстве которого оказал материальную помощь отец Александра, освятили во имя Николая Угодника. Преподобный с чистой душой и твердостью нес труды пустынной жизни, которые оказались не по силам его сподвижнику, Пришедшему с Александром по настоянию игумена из Кириллова монастыря. Блаженный Александр оказался в глухомани один. Полагаясь только на свои силы, очищал он лес, готовил землю под пашню, засевал ее, освящая молитвой. Понемногу стала стекаться к нему братия. Вместе построили трапезную, келии; жизнь наладилась и потекла по строгому уставу, требующему больше молчания, постоянной занятости в келиях и на послушании и непрестанной молитвы.

Скорби за спасение духовных чад тяготили думы блаженного. От сильных душевных переживаний и волнений он тяжко заболел. Болезнь сковала его так, что он не мог поднять ни головы, ни руки, ни даже выговорить слово. Оказавшись в таком положении, блаженный стал молиться при. Кириллу. И вот ему предстал святолепный старец в белых ризах с крестом в руке. Благословив немощного, он сказал; "Не скорби, брат, я помолюсь, и ты станешь здоров, - но не забывай обета: не оставляй сего места, и я буду помогать тебе". Наутро случилось чудо: Александр поднялся со своего ложа и самостоятельно пошел в церковь.

Более 27 лет провел блаженный Александр в подвижнических трудах. 20 апреля 1479 г., на 52-м году жизни, он мирно скончался.

Однако и после кончины блаженного продолжали происходить чудеса. Но смерти ученика прп. Александра, игумена Лаврентия, обитель пришла в упадок. Здания обветшали, не осталось ни одного иеромонаха. И в это время монастырскому служащему Марку приснился чудесный сон: обитель полна народа; выходит к народу старец в святительских одеждах и крестом осеняет работающих на постройке сооружений. С ним рядом находится другой старец - он окропляет всех святой водой; третий старец кадит, а четвертый, молодой, следует вдали. Марк узнал в третьем преподобного Александра, и тот показал, что первый старец - святитель Николай, во имя которого и освящен храм, второй - преподобный Кирилл, обещавший свою помощь Александру, а молодой - будущий игумен Матвей. В самом деле, Матвей, в иночестве Максим, став игуменом, восстановил обитель. При возведении Никольского храма обретены были указанные самим преподобным нетленные мощи его, от которых потекли непрерывные чудеса.

Вот одно из них. Однажды в Каргополь прибыл воевода Иван Михайлович Юрьев, брат царицы Анастасии. Игумен Кассиан, наслышанный о его гордости и жестокости, со страхом отправился на поклон к нему.

Игумен представил боярину царскую несудимую грамоту на обитель, но воевода ответил, что будет брать пошлину и с монастырских крестьян. Бывший при сем простодушный старец предостерег: "Тогда уже будет тебе". Боярин рассвирепел, а испуганный игумен поспешил удалиться в монастырь, выговаривая по дороге старцу за его невоздержанность. В обители, узнав о происшедшем, решили послать старца в Каргополь умилостивить боярина. Огорченный старец всю ночь со слезами молил Господа об утешении, а на следующий день уехал в Каргополь. А там, как оказалось, уже искали незадачливых жалобщиков, чтобы доставить их в городскую тюрьму. Однако ночью боярину во сне явились святитель с преподобным и сказали: "Не покаешься - горе тебе". В страхе склонился боярин: "Не погуби меня, святитель, другого лица не знаю, как назвать". Святитель Николай сурово ответил: "Не знаешь, а хотел разорить его обитель; он пришел защищать свои труды, а меня взял с собой потому, что там поставлен храм в мое имя".

Боярин покаялся и обещал быть покровителем монастыря. Когда старец появился у боярина, тот принял его ласково, рассказал о видении и, вручив дары обители, просил извинить его.

В 1577-1578 гг. прп. Александр Ошевенский был притчтен к лику святых.

Мученик младенец Гавриил. Был сыном благочестивых родителей - крестьян Петра и Анастасии. Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки (Заблудовского прихода, Белостокского уезда, Гродненской губернии). Был окрещен. Рос кротким, склонным к созерцательному уединению.

Когда мальчику было 6 лет, семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать Гавриила понесла обед в поле мужу, в дом забрался арендатор - "жид Шутко". Он приласкал ребенка и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучению: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался. Его, бездыханного, бросили у опушки леса, вблизи Зверков. Приближался праздник Святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы. Однако ни собаки, ни хищники не только не растерзали его, но и даже охраняли от птиц. На доносившийся с этого места лай обратили внимание жители и тут же обнаружили жертву.

Вскоре выяснились все обстоятельства преступления. Полиция выяснила, что убийство носило ритуальный характер, которое "совершили жиды из Белостока". Тело замученного Гавриила при большом стечении народа, глубоко взволнованного проявленным зверством, было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках. Здесь оно находилось около 30 лет.

В начале XVIII в. по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В Зверках умерших детей стали хоронить вблизи могилы Гавриила. Люди чувствовали необычную благодать этого места.

В действительности так оно и было. Об этом свидетельствовал такой факт. Однажды рядом с этой примечательной могилой копали землю для другой могилы и случайно задели гроб младенца-мученика. К величайшему удивлению присутствовавших, тело младенца оставалось нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась по всей округе. Произошло это событие в 1720 г. Сразу же мощи были благоговейно перенесены в "погреб церковный".

В 1746 г. церковь эта сгорела. Но мощи остались неповрежденными. Только ручка ребенка частично обгорела. Тогда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь. И тут произошло чудо: ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. 9 мая 175S г., когда в обществе назрела напряженная общественно-политическая обстановка, архимандрит Слуцкий Михаил Казачинский для безопасности перенес мощи в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь, слывший важнейшим центром православия в Западном крае. Крестный ход со святыми мощами (раку несли на руках) величественно прошествовал более 300 верст. В Слуцке святыня находилась до десятых годов XX в., откуда мученик и получил название "Слуцкий". Живая память и честь, воздвигаемые и воздаваемые ему народом, побудили построить на родине Гавриила храм. В день Святой Пасхи 1894 г. состоялось его торжественное освящение. Спустя восемь лет нововозведенный храм сгорел, но и на этот раз свершилось чудо: огонь даже не опалил иконы мученика.

В Западном крае Гавриил издавна считается святым. Память его празднуют 20 апреля ст.ст. - в день мученической кончины и в день Св. Духа, когда мощи обносили вокруг монастырской церкви.

Св. Гавриил считается целителем детей. В 1894 г. был учрежден ежегодный Крестный ход из Заблудова в Зверки.

После ликвидации в 30-е гг. XX в. Слуцкого монастыря мощи находились в Минске: сначала в музее, а затем в церкви Преображения Господня. С 1944 г. по 22 сентября 1992 г. они хранились в Гродненской церкви Покрова, откуда торжественно были перенесены в Свято-Николаевский собор г. Белостока, по благословению архиеп. Саввы.

Народный календарь.

Феодор - окликание предков.

Обычаи. В этот день рано утром приходили на могилы и с причитанием окликали родителей: "Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что от вас пи привету, ни радости, пи тоя припуки родительской! Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать..."


Приметы и наблюдения. Ломаются почки у тополя. 3-18 мая зацветает облепиха. Кусты облепихи обряжаются в зеленые цветочки - это женские особи, мужские побеги выгоняют мелкие цветущие коричневые полоски (как шишечки). Одного мужского растения вполне достаточно для 8-9 женских.
Раннее цветение яблони.

Именины. Александр. Анастасий. Гаврила. Григорий. Федор. 

Значимые даты