5 мая

Православный календарь

Aпп. Нафанаила, Луки и Климента (I); прпп. Виталия (609-620), Федора Сикеота (613); перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, в крещении Гавриила, Псковского (1834).

Житие и перенесение мощей благоверного князя Всеволода. Прямой потомок св. равноапостольского князя Владимира, просветившего христианством Русскую землю, внук Владимира Мономаха - первопреемника православного царского венца, и сын Мстислава Великого, известного воинской доблестью и служением на благо своих подданных новгородцев, а затем присоединением к Киевской Руси Полоцкого княжества.

Всеволод рос в Новгороде у своих родителей, обучался по божественным книгам. В 1117 г. Мстислав Владимирович, вызванный престарелым отцом на княжение в Белгород, посадил в Новгороде "на столе своем" сына Всеволода. Достойный наследник стал править благочестиво и непорочно. Начало своего княжения юный Всеволод ознаменовал построением великолепного храма во имя св. великомученика Георгия в Юрьевской обители. Весной 1123 г. благоверный князь с дружинами совершил тяжелый поход и разбил врагов, разорявших новгородские границы. В 1125 г., когда преставился великий князь Владимир Мономах и к сыну его Мстиславу перешел старший престол, новгородцы просили Всеволода быть у них по-прежнему на великом княжении. В 1127 г. князь Всеволод построил на торговой площади церковь св. Иоанна Предтечи, украсив ее дорогими иконами. Убежденный в том, что новгородская торговля будет процветать только по усердным молитвам к Богу, он определил в своем "рукописании" торговые пошлины на церковное строение, строго наказывая хранить Святую Церковь от насилия и обид. Высоко чтя Церковь Христову как воплощение правды Божией на земле, князь признавал и духовную власть ее над светской, запрещая своим наместникам вмешиваться в дела церковного суда. Заботясь о благоустроении жизни людей своих, справедливый князь определил права на наследство детей не только бояр, но и смердов, предписывая равные части как сыновьям, так и дочерям. Лишиться его могла только нецеломудренная дочь, но при этом "если брат из желания корысти взведет на свою сестру ложь, он повинен за то смерти".

Во время страшного голода весной 1127 г., когда жители Новгорода питались липовыми листьями, березовой I корой, молотой соломой и мхом и родители отдавали детей иноземным купцам, Всеволод для многих был кормильцем, "истощевая на них достояние свое княжеское".

В 1132 г. Всеволод получил по наследству южный город Переяславль. Неохотно отпускали новгородцы Всеволода, выехавшего на новое княжение. Встретив в Переяславле козни родственников и междоусобицу, князь вернулся назад, в Новгород. Однако обиженные его уходом новгородцы встретили Всеволода враждебно и, несмотря на его многие победы во главе новгородского войска (впрочем, было и одно поражение), решили изгнать неугодного им правителя и заточили его на епископском дворе. Затем выдворили его за пределы Новгорода, а сына Владимира оставили заложником. Князь ушел от своевольных новгородцев в Псков, куда его давно уже приглашали. Новгородцы решили было идти приступом на псковичей, но встретили решительный отпор.

Благочестивый князь, исповедующий кротость и смирение, стал править в Пскове, подавая великую милостыню на построение церквей и монастырей. И здесь, как и в Новгороде, первым его деянием была закладка храмов, и прежде всего храма Святой Троицы. Мир и покой воцарились на псковской земле.

Блаженный Всеволод княжил в Пскове один год, предаваясь посту и молитве, принимая нищих, помогая страждущим. По промыслу Божию, последним испытанием для князя стала телесная болезнь, приготовившая его к кончине, которую он предчувствовал. Получив благословение от священников, он простился, благословил всех и отошел ко Господу 11 февраля 1138 г. С великой скорбью и рыданиями погребли псковичи князя: "Даже те, кто каменное сердце имел, и те слезы проливали". Положили его в церкви великомученика Димитрия, у Трга, в Довмонтовой стене. Новгородский епископ Нифонт сообщил всем о преставлении Всеволода (в крещении Гавриила), напомнив о 45-лстнсм житии его, о благочестивых делах его, о терпении и кротости.

Новгородцы, раскаявшись, послали достойных священников в Псков с челобитьем от народа и просили к себе мощи блаженного князя. Псковичи ответили: "Как Господу угодно и угоднику Его, так пусть и будет". После молебна протопоп с новгородцами приблизились к раке, полагая взять честные мощи, но не смогли сдвинуть их с места. Тогда в слезах просили новгородцы прощения святого и хотя бы частицу мощей в утешение Великому Новгороду. И тотчас Божиим благоволением ниспослан был ноготь с честной руки князя. Народ стал прославлять Бога и новоявленного чудотворца Псковского, в крещении Гавриила.

Над гробом было поставлено его оружие - щит и меч - на похвалу и укрепление Пскова. И после смерти святой непрестанно являл чудеса, побеждая немцев, защищая город от латинян, исцеляя слепых, хромых, ослабленных и бесноватых.

В 1192 г. князь явился в видении некоему богобоязненному человеку и повелел, чтобы мощи его перенесли в собор Святой Троицы. Исполняя этот завет, псковичи донесли раку до городских ворот, а далее не могли сдвинуть ее с места и возвратились в храм св. Димитрия. Ночью святой опять явился тому же благочестивому мужу, сказав: "Не хочу идти в те врата, которые зовутся Смердьими", и указал путь, которым надлежит пронести раку в собор Святой Троицы. Открыли гроб: тело блаженного было светло, как в первые дни после смерти, а церковь наполнилась благоуханием. Тогда все присутствующие приложились к мощам и поставили раку на правой стороне собора. После этого святой непрестанно чудодействовал, ибо Бог творит через святых Своих, что хочет, волю боящихся Его исполняет и молитву их слышит.

В 1284 г. свершилось чудо над бывшим псковским посадником Елисеем, который, будучи расслабленным, был принесен к мощам, получил исцеление, встал и без какой-либо помощи вернулся домой.

Другой случай чудотворения произошел в 1363 г. Тогда спавшему в придворе храма пономарю явился с князь Гавриил и сказал, что нужно вынести иконы и церкви. В указанный им срок упал громадный свод храма, но почти не повредил мощи. Лишь частица их отделилась, которую тут же поместили в золоченый ларец.

С этого события стали праздновать троичное явление святого, трехкратное принесение раки и трехчастное дарование мощей - 27 ноября в день иконы Знамение Пресвятой Богородицы.

В 1703 г. в Троицком соборе был устроен привел во имя св. Гавриила. На гробнице святого повесили его меч с надписью: "Чести моей не уступлю никому".

Житие святого составлено на основе летописей в XVII в. известным биографом псковских святых - пресвитером Василием. Повсеместное празднование памяти благоверного князя установлено собором 1547 г.

Народный календарь

Канун Юрьева дня. Лука. Лука апостол. Лука - от семи недугов.

Традиции. В этот день советовали высаживать на грядки лук, приговаривая: "Лук помогает от семи недуг ", "Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук". Накануне Юрьева дня празднуется "Ляля". Девушки собираются на чистом лугу в третьем часу пополудни водить хороводы.

Приметы и наблюдения. Зацветают дуб, липа, начинает стеблиться озимая рожь.

Если лист березы разворачивается полностью - значит почва прогрета до +7°С. Можно сажать картофель (5-10 мая).

Именины. Виталий. Всеволод. Гаврила. Климент. Лука. Федор.

Значимые даты