14 Сентября

Православный календарь

Начало индикта - церковное новолетие. Прав. Иисуса Навина (XVI до Р.Х.); мцц. 40 дев постниц имч. Аммуна (IV);мц Каллисты и братии ее, мчч. Евода и Ермогена (309); мч. Анфала (380); прпп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери.

Начало индикта. Московский Собор 1492 г. принял решение: отныне считать летоисчисление в России с 1 сентября (вместо 1 марта). У этого решения были свои исторические корни. Начало индикта, т. е. нового летоисчисления положил еще император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 г. победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы I Вселенского Собора (325) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, с которого начиналась свобода христиан.

На Руси новолетие праздновалось 1 сентября до Петра Великого, который в 1699 г. указал перенести день новолетия на 1-е число января. Но в богослужебных книгах последование нового лета остается под 1-м числом сентября.

Празднование новолетия на Руси в XVII в. День новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытым праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками и посещали заключенных в темницах.

XVII в., Москва в канун Нового года, 1 сентября по ст. ст. Святейший Патриарх служит торжественную вечерню; народ с зажженными свечами в руках молится о грядущем новолетии. Ровно в полночь раздается выстрел пушки. В ответ звонят колокола Ивана Великого и всех московских храмов. Начинается заутреня, Кремль наполняется народом. После ранней Литургии, совершенной патриархом в Успенском соборе, начинался Крестный ход. Выйдя из собора, Патриарх читал молитву на новолетие и потом вступал на помост, устроенный против Красного крыльца. Все замирало... Но вот снова ударял колокол Ивана Великого, лились торжественные напевы. С паперти Благовещенского собора открывалось шествие во главе с московским царем. При звоне всех колоколов, окруженный боярами, сияя золотым одеянием, царь всходил на помост, и начиналось тогда "действо многолетнего здоровья". Иностранцы писали к своим дворам: "Это была самая трогательная, самая величественная и поражающая картина благоговейного поклонения венценосцу..."

Симеон Столпник. Прп. Симеон был родом из киликийцев. Прославился как христианский аскет, поражавший современников самоотверженностью аскезы.

В детстве он пас овец. Однажды отроком он услышал в церкви Евангельские заповеди и был потрясен их глубиной. Не заходя домой, Симеон отправился в ближайший монастырь и после слезных просьб был принят в число братии. В 18 лет он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной братии, встревожила игумена, и он предложил иноку либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда Симеон перевелся в другой монастырь, который отличался большей строгостью нравов.

Стремясь, однако, сделать свое существование еще более суровым, Симеон изготовил себе пояс из ветвей, которые, высохнув, больно впивались в тело, причиняя ему постоянную боль и лишая сна. Настоятель, видя его мучения, потребовал снять пояс, опасаясь, что пример Симеона найдет подражателей в монастыре и понизит трудовое радение иноков.

Узнав об этом, Симеон покинул монастырь и поселился в одиночестве на дне высохшего глубокого озера. Игумен не оставил его в покое и здесь, потребовав возвращения Симеона в обитель. Но уже навсегда избрав отшельнический образ жизни, Симеон удалился в окрестности Антиохии (Сирия) и поселился в покинутой хижине под горой. Спустя некоторое время он перебрался на вершину горы, открытую всем ветрам и солнцу. Он искал условии, невыносимых для обычного человека, ибо считал, что только суровое самоотвержение и испытание постоянных физических мук подвигают человека на максимальную близость к Богу и делают искренними его молитвы. Тем самым он положил начало новому роду подвижничества.

Симеон огородил свою убогую келью высоким, непреодолимым забором. Но, стремясь пресечь возможное хотя бы краткое и невольное искушение выйти когда-либо к людям, приковал себя за ногу к пню у кельи. Это было крайней мерой самоугнетения. Посетивший Симеона епископ Антиохийский сказал ему: "Можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею".

Наставление авторитетного пастыря глубоко запало в душу Симеону. Он снял с себя цепь и решил целиком положиться на твердость воли и крепость своей христианской веры. Так он отдался строгому аскетическому образу жизни, проводя каждый день долгие часы в молитвах и труде и постоянно стремясь к духовному самосовершенству и познанию священных Таинств. И скоро он стал всемирно известным не только своими подвигами, но и мудростью духовных наставлений. Их он внушал многочисленным паломникам, стекавшимся к нему отовсюду. Он умел исцелять душевные недуги и облегчать страдания. Его знали по всей Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, скифы. Императоры писали ему о своих делах и дорожили его советами.

Тем не менее Симеон оставался недовольным своими подвигами. В 423 г. он придумал новый вид подвижничества, который в христианском мире стали называть столпничеством. На своей горе он поставил столб, твердо укрепленный в основании. Наверху устроил простую открытую площадку. Столб окружил высокой стеной, чтобы никто не входил и не беспокоил его. И стал жить на этой площадке, спускаясь с нее только на короткое время, преимущественно ночью: взять хлеб, воду и другие скудные запасы, которые приносили ему паломники.

Постепенно вокруг Симеона стало собираться множество людей, стекавшихся со всех концов Средиземноморья. Он читал проповеди, посвященные стойкости и выносливости духа человеческого. В его подвиге не было никакого чуда. Просто он показал пример выносливости человеческого организма, за что при жизни почитался как святой.

Всю оставшуюся жизнь Симеон провел на столбе в постоянных молитвах, делая ежедневно по 1300 поклонов, которыми он сопровождал свои молитвы.

Со всеми учениками Симеон общался только через стену. С 423 г., затворившись на столбе высотой 4 метра, он прожил на нем в маленькой келье 47 лет. Скончался Симеон в 103 года там же в 459 г.

Марфа, мать святого Симеона Столпника, после тайного ухода сына в монастырь, многие годы искала его, пока, наконец, не обнаружила его совершающим подвиг Христов на столбе. Однако никто не допускался за ограду, окружающую столб. Поэтому ей не довелось встретиться с сыном. Она так и умерла, приникнув к ограде. Столпник попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с матерью - и тогда мертвое ее лицо просияло блаженной улыбкой.

Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери. Гефсиманский скит Троицс-Сергиевой Лавры, основанный в 1844 г. по благоволению митрополита Московского Филарета, по праву считался важнейшим духовным очагом России. Черниговский скит, малая частичка Гефсимании, возвращен Русской Православной Церкви.

1 сентября по старому стилю 1869 г. в день Церковного новолетия, недалеко от Москвы, в Гефсимаиском скиту Троице-Сергиевой Лавры, просияла Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери. 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Андрианова, парализованная в течение девяти лет, получила от чудотворной иконы полное исцеление. С этого времени многие стали приезжать в скит, другие в письмах просили прислать масла для лампады, заказывали заочно водосвятные молебны, и все получали помощь. Молились не только самой чудотворной иконе, но даже ее изображению в книгах - и все были услышаны. С 1869 по 1899 г. было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской иконы. Гефсиманский скит имел в Москве доходный дом на Сухаревской площади и часовню прп. Сергия у Ильинских ворот Китай-города.

Народный календарь

Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Семенов день, Семин день. Семен. Осенины. Марфа. Засидки. Марфино лето. Бабье лето. Лето на проводе. Встреча осени. Первая встреча осени.

Осенний праздник - первые Осенины. Время с Семена-дня по 21 сентября называется бабьим летом. Период бабьего лета в разных странах называется по-разному: в Америке - "Индийское лето", во Франции - "Лето св. Мартина", в Германии - "Бабушкино лето", у чехов - "Семенна панна Мария", у карпатских славян - "Бабьи морозы". Бабье лето длится примерно 3 недели. "Бабье лето семь дней, по Апасов день".

Обычаи. По старинному обычаю, в этот день опахивали поля от нечистой силы. Правда, при этом не забывали сделать предостережения: "2? Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони". Присловье это понималось по-разному: либо как намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем, либо как напоминание о завершении работ с землей. "До обеда паши, а после обеда руками маши".

Другой обычай, существовавший во многих губерниях России, - в этот день сажать на коня отрока при переходе из младенчества на четвертый год: "На Семена дитя постригай, и па копя сажай, и па ловлю в поле выезжай" "От Семеновского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют

Еще один обычай-праздник: выезд в отъезжее поле псарных охотников. "Первый праздник псарных охотников, выезд в отъезжее поле. Охотники на Семен-день притравливали зайцев".

Традиции. С Семена-дня начинались бабьи работы: "С бабьего лета - бабий праздник и бабьи работы". С раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и стелили по лугам.

С Семена начинались засидки, т. е. работа в избах при огне. Под Семен-день вечером гасят старый огонь (кроме тепла лампадного), а утром зажигают новый. К Симеону Столпнику обязательно убирают яровое. Солят огурцы.

Приметы и наблюдения. Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот. На Семен-день ясно - бабье лето теплое. Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла. Бабье лето ненастно - осень сухая, ясная. Бабье лето ведренно - осень будет ненастна и холодна. На Семеновы осенины много тенетника (т.е. паутины) - осень долгая да ясная. Если утки дикие садятся или много тенетника, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. На Семена журавли отлетают в теплые края.

Предрассудки. На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. Говорили: "В этот день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть". Считали: "Коли рожь убрана к Ильину (2 августа), кончай посев к Фролу (31 августа), а поспеет позже - кончай к Симеону". Этот день был последним сроком посева ржи для самого ленивого пахаря; "На Семен-день семена выплывают из колосьев" "Симеон день, семена долой. Грех хлеб сеять", "На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши".

Семенов день - Новый год. Этот день был знаменит, поскольку с середины XIV в. до 1700 г. Новый год начинался с 1 сентября по старому стилю (14 сентября по н. ст.), т. е. этот день рассматривался в качестве итогового административного дня. К Семенову дню приурочивались взносы дани, оброка и пошлин, назначали срок важных государственных актов. Так, Иван Грозный принял указ об отдаче в оброк крестьянам "рыбных ловель на Волге" и определил: "Платить оброк ежегодно на срок на Семен-день летопроводца". А Василий Иванович Шуйский в 1607 г. предписал боярам, которые "не подадут челобитья по первое сентября о крестьянах, то после того сроку написать их в книги за тем, за кем они ноне живут".

Именины. Ермоген. Марфа. Семен.

Значимые даты