27 Сентября

Православный календарь

Воздвижение Животворящего Креста Господня. Преставление сет. Иоанна Златоуста (407).

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были снова обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 3 июня), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Увидав на небе знамение Божие - Крест с надписью: "Сим победиши", Константин задался целью отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и с этой целью направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Долгое время поиски ее оставались безуспешными. Наконец ей указали на одного старого еврея, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и обнаружили под ним Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечку с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Собравшиеся христиане просили Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хоть издали, созерцать его. В Константинополь Елена привезла с собой фрагменты Животворящего Древа и гвозди. Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 26 (13) сентября 335 г. На следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

14(27) сентября православные христиане России празднуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста. В этот день мы обращаем взор своей памяти к началу IV в., когда св. Елена, мать имп. св. Константина Великого, обрела в Иерусалиме Крест Христов, закопанный иудеями. Для язычников Крест был лишь средством позорной казни. Для христиан он стал символом спасения. "Сим победиши" - эти слова увидел св. Константин Великий в сиянии звездного Креста, явленного ему перед успешной битвой с неприятелем. "Сим победа" - читаем мы на оплечьях священнических облачений в день Воздвижения. Крест Христов - знак победы, ибо Спаситель, понеся на Кресте смерть за наши грехи, победил смерть и сделал нас причастными плодам этой победы.

Богослужение Воздвижения имеет целый ряд особенностей. Вечером накануне праздника, когда Царские врата еще закрыты, священник кладет украшенный цветами Крест на престол и ставит перед ним зажженную свечу.

Начинается всенощное бдение - торжественные вечерня и утреня, содержащие в себе множество вдохновенных молитв и песнопений, прославляющих Крест Господень как средство нашего спасения. В конце службы, во время пения великого славословия ("Слава в вышних Богу..."), священник в полном облачении кадит с четырех сторон Крест, лежащий на престоле, поднимает его над головой я выносит из алтаря. Остановившись у Царских врат, он возглашает: "Премудрость, прости! (Премудрость, стойте прямо, внимание!) Хор трижды поет праздничный тропарь, священник кладет Крест на аналой, поставленный посреди храма, и снова кадит его с четырех сторон. В кафедральных соборах и крупных храмах совершается чин воздвижения Креста: епископ или старший священник при произнесении молитвенных прошений и пении "Господи, помилуй" воздвигает Крест, осеняя им верующих. Затем поется кондак Воздвижения, и все творят поклонение Кресту с пением: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!"

В сей день - строгий однодневный пост. Утром в этот день совершается Божественная Литургия, после которой также творится поклонение Кресту, а вечером - торжественная вечерня. Празднование Воздвижения продолжается до 4 октября. Все это время Крест лежит на аналое посреди храма, и верующие поклоняются ему и почитают его целованием.

Слово о Кресте.

"Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение - посредством древа крестного".
Святитель Афанасий Великий

"Крест не столько был тягостен для Него (Христа), сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя - наше успокоение; Его подвиги - наша награда; Его пот - наше облегчение; Его слезы - наше очищение; Его раны - наше исцеление; Его страдание - наше утешение; Его кровь - наше искупление; Его Крест - наш вход в рай; Его смерть - наша жизнь".
Платон, митрополит Московский

"Увы, Господь мой! Ты на Кресте - я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте... я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия:

"Господь мой!.. Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими".

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

"Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (7 Кор. 1, 18). Ибо "духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор. 2, 15, 14).

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит, и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу... должно поклоняться. Ибо за Крестом следует Воскресение".
Преподобный Иоанн Дамаскин

Народный календарь

Воздвижение. Воздвиженье. Сдвижение. Третья встреча осени. Третьи осенины. Первые зазимки. Осенины.

В летописях этот день известен под названием "Ставрова дня" (от греческого саурос - крест).

Традиции. После службы, проходящей в этот день в церкви, крестьяне возвращались к себе домой. Продолжались обычные хлопотливые заботы, связанные с подготовкой к зиме. В эти дни хозяева дорожили каждым часом, поскольку наступали холода. Надо было успеть срубить капусту на грядках, а ею было, как правило, занято почти половина огорода. Для одиноких, престарелых, солдатских вдов устраивали "помочи". Праздник Воздвижения как бы обострял и осенял чувства сострадания к обездоленным, добрососедского соучастия и сердечности к судьбе близкого.

Благодаря таким праздникам, как Воздвижение, в общинной православной русской деревне у людей не возникало зависти. Ради благополучия ближнего сельчане шли к подвижничеству. И вдова солдатская, и бобыль не оставались поэтому наедине со своим горем. И почему-то именно в "святые" дни, коих было немало в году, устраивались "мирские помочи". Сельская община или, как говорили в старину, "мир" был живым организмом, отзывавшимся на каждую боль одинокого человека, бедствующего. Всем "миром" играли свадьбы, судили провинившегося, помогали убирать урожаи, скашивать сено. И всегда духовным и нравственным наставляющим авторитетом для сельчан была церковь.

Воздвиженская "капустная неделя" - одна из таких традиций, объединявших в "помочи" крестьянок. Дело в том, что с Воздвижения начинались рубка и соление капусты. Это обстоятельство нашло свое отражение в многочисленных поговорках: "На Воздвижение чей, чей праздник, а у капусты поболе всех", "На Воздвижение у доброго молодца - капуста у крыльца", "Смекай, бабка, про капусту - Воздвижение пришло ".

Капуста на Руси относилась к числу главенствующих сельскохозяйственных культур. В крестьянской семье к весне обычно не оставалось ничего, кроме хлеба ("поскребки") да квашеной капусты ("одонья"). Оба эти продукта и служили порой основой рациона, о чем невесело свидетельствуют поговорки: "Хлеб да капуста лихого не попустят", "Капуста - пи густо, пи пусто". На пустых щах держались до первой зелени и до "новин". Не потому ли заготовкам квашеной капусты уделяли столько внимания.

По традиции капусту рубили артелями, переходя по очереди от одного дома к другому. Работали не покладая рук в течение двух недель - вплоть до дня Сергия Радонежского. К "Сергию" старались управиться, искусно стуча стальными лопаточками-тяпками в дубовых корытцах с капустой. А в двери избы уже нетерпеливо заглядывали крестьянские дети в предвкушении полакомиться хрустящей сладкой кочерыжкой.

Обычаи. На Воздвижение существовал хороший обычай - собираться на вечеринки-капустники ("капустницы"). Все-таки уставали молодицы от двухнедельной рубки капусты. Поэтому старались в течение этих двух недель по вечерам, стряхнув усталость, собраться у какой-нибудь вдовушки или владелицы просторной горницы на "капустные посиделки". В домах, где рубили капусту, накрывался особенный стол с закусками, варилось пиво, приготовлялись обед и ужин. По этому случаю также пекли первые хлебальные пироги с капустными начинками. "У доброго мужика па Воздвиженьев день и пирог с капустой", - говорили на селе. "Капустные вечеринки - на две педели" с пирогами, пивом, плясками, играми под гармошку. Тут же образовывались влюбленные пары, и не было конца шуткам-прибауткам, незлобивым подначкам. До самого утра веселилась молодежь, устраивая хороводы.

Приметы и наблюдения. На Воздвижение "птица в отлет двинулась, медведь в берлогу залегает". "Гад и змея не движутся, а хлеб с поля сдвижется". Отсюда и название Сдвижение - урожай должен быть сдвигнут в амбар.

Замечали: высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому. Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - стало быть, ожидалась вся осень сухой и теплой. Но эти же приметы предвещали раннюю и морозную зиму.

Поверья. Считали: на Воздвиженье если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она останется мерзнуть в холодные дни.

По поверьям, именно в эти дни надо было воздвигать часовни, кресты.

Именины. Иван. 

Значимые даты